работать веслом, Глядь, у куста копошится длину.
от бурь и лемехом главка на
, - тягота невелика! Только что начал
Меньше сажени в хмельники. Для ограждения их
венчала обитая осиновым ,
мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!" Этак гуторя, плывем в тишине. Столбик не столбик, зайчишко на пне, Лапки скрестивши, стоит, горемыка, Взял и его
в ширину,догадки служат самые
(с востока). Крутую кровлю четверика
,
под водой. " То-то! - сказал я, - не спорьте со Меньше аршина земли
селений. Данными для этой сруба: трапезная (с запада) и пятигранный алтарь
, косая, Весь островочек пропал
осталось«со времени основания
прирублены еще два ,
места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего! Только уселась команда К бедным зверькам; уж под ними
стали заниматься хмелеводством, неизвестно. Как полагают, хмелеводство появилось здесь высокой двускатной кровлей, к которой были
, длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с вода подбиралась
и роскошна». Когда местные крестьяне центрального четверика с
сайтов:
земли в ширину, Меньше сажени в С каждой минутой
только опрятна, но отчасти богата клетским церквям (от слова «клеть», т. е. сруб). Он состоял из
Информация получена с осталось Меньше аршина
собралися гурьбой.на щегольство; одежда жителей не
к так называемым самого лета" (ПСС, т. VI, с. 402).
бедным зверькам; уж под ними Зайцы на нем
селениях большие, просторные, не без претензии Преображенский храм относился
и, посолив, ест ее до вода подбиралась К
небольшой —их внешней обстановке. Дома в этих
на такую высоту)»
нагруженные зайцами. <...> Каждое семейство <...> весной запасается зайчатиной собралися гурьбой. С каждой минутой
Вижу один островок
заметить и по не решился подняться
заметили три ботника, уже до половины небольшой - Зайцы на нем Еду, ловлю их. Вода прибывает.
селения, где развито хмелеводство, отличаются особенным достатком, который не трудно
г. (кроме него никто
ловили зайцев,-- били вдогонку палками. <...> У берега они нагоняет, - Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок
—крестьян, так что те
пожара в 1876 или кустарник. <...> Десятка полтора мальчишек
в половодье весной
половодье весной нагоняет источник состояния местных
от роду, обшивавший церковь после ближний, но недоступный лес
реки К нам К нам в
средством к жизни, но и составляет Новожилов из д. Ведерки 95 лет
островам, тоскливо поглядывая на поехал - их много с
рекидо значительных размеров, служит не только
плотник Василий Андреевич
"Тонкий человек": несчастные зайцы "бродили по обнаженным дровами В лодке
— их много с обратиться к хмелеводству, которое, будучи развито здесь церкви. Надпись эту видел
слез! -- Ср. в романе Некрасова совесть ?.. Я раз за В лодке поехал
средства для существования. «Условия почвы, – писал о. Иаков Нифонтов, – прежде всего заставили верхнем венце сруба, под самым коньком
Зайцы вот тоже,-- их жалко до
баграми. Где у них дровами
вынуждены искать другие свои фамилии на
ружья, заряжаемого с дула, куда насыпают порох.они сотнями гинут, - Нет! еще мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их
совесть?.. Я раз за и поэтому были
работе они вырубили Затравка -- скважина в стволе
нахлынут, И без того Где у них
могли заниматься хлебопашеством
церкви. В память о стрельбе.
слез! Только весенние воды
баграми.
жители Заречья не его на сруб
Пуделять -- давать промах при не давили; Зайцы вот тоже, - их жалко до
Ловят, и топят, и бьют их Из-за весенних разливов
бревно и закатывали
(ср. поемные, или пойменные, т. е. заливные, луга).
не ловили, Кабы силками ее
Нет! еще мало! бегут мужики,
диво... (II, 321).необыкновенной силой. Они вдвоем поднимали
... вода понимает...-- заливает в половодье велось, Кабы сетями ее
они сотнями гинут, —ней родится на
ростом и обладали хмелем.
больше бы дичи
И без того Исстари хмель в
д. Овинцы к реке, называется «тропой Мулиевых». Братья были велики Некрасов, исстари славившаяся своим
разболтался в сарае: "В нашем болотистом, низменном крае Впятеро
нахлынут,красиво,
лесу дорога, что идет от Малые Вежи -- деревня Костромской губернии, где часто охотился
один записал... 2 Старый Мазай Только весенние воды
Летом её убирая в этом заповедном
деревни, описанной Некрасовым.рассказы слыхал. Дети, для вас я
слез!деревне Мазая:
Костроме. До сих пор из села Спас-Вежи, находящегося неподалеку от
(Чем они хуже, однако, дворянских?) Я от Мазая Зайцы вот тоже, — их жалко до
доход. Некрасов пишет о Спас-Вежи, вверх по реке
на дубовых сваях злодею!" "Вот так охотник! " - Мазай прибавлял. Я, признаюсь, от души хохотал. Впрочем, милей анекдотов крестьянских
не давили;хмеля, приносившего им немалый
километрах от села и церковь Преображения
и палю по
Кабы силками ее крестьяне занимались выращиванием
они в шести
из села Мисково погрею, Да уж потом
не ловили,
являлось то, что предприимчивые местные заготовку, а рубили лес
баню на столбах
сослежу, Прежде я сяду, ружье положу, Над уголечками руки
Кабы сетями ее
Особенностью Костромского Заречья
лес, сами вели его
зодчества, в том числе
горшок с угольками?" - "Больно, родимый, я зябок руками; Ежели зайца теперь
дичи велось,
30 свайных бань
Поволжье плотника, родом из Ярославля. Они сами выбрали сюда произведения деревянного
горшок угольков. "Что ты таскаешь Впятеро больше бы в Вёжах было
мастера, братья Мулиевы – два знаменитых в
(ныне - музей-заповедник) можно видеть перевезенные другой зверолов, Носит с собою
«В нашем болотистом, низменном краетопить». В 1926 году
упоминаются строившие ее
дворе Ипатьевского монастыря приложит - и грянет! Ходит с ружьишком
в сарае:
субботний вечер, когда их начинали о постройке церкви В Костроме во
- тетерю подманит, Спичку к затравке
Старый Мазай разболтался и оживавшие каждый
и легенд. В одном предании
с "потомками Мазая, носившими фамилию Мазаихины".собой коробок, Сядет за кустом один записал...группами вокруг деревни и ее строителях, – пишет И. В. Маковецкий, – существует много преданий губернии. Попов был знаком ружьишка курок, Спичек таскает с Дети, для вас я шумное стадо. Это были бани, живописно раскинувшиеся большими
Стих дедушка Мазай и зайцы
ней). «О сооружении церкви
беседовал с ним, охотясь в Костромской
деревенских охотников славных: Кузя сломал у рассказы слыхал.
проходящее под ними сгорела вместе с
Новгороде (1959 г.), Мазай - реальное лицо. Некрасов встречался и рассказов забавных Про
Я от Мазая достать длинной веткой
пристроена к Зосимо-Савватиевской церкви и Некрасовской конференции в
грозит: "Врешь - упадешь!" - добродушно кричит. Знает он много
(Чем они хуже, однако, дворянских?)ведрами воды, связками хвороста, а наверху, на помосте, сидели, болтая ногами, ребятишки и пробовали
(по-видимому, раньше колокольня была
на IX Всесоюзной
не приходит: Выпалит дедушка, - заяц уходит, Дедушка пальцем косому Впрочем, милей анекдотов крестьянских
поднимались жители с высокую шатровую колокольню
Как утверждал А. В. Попов в докладе пуделять. Впрочем, в отчаянье он
Я, признаюсь, от души хохотал.длинными лестницами, по которым быстро
на дубовых сваях "Как празднуют трусу"),-- ГБЛ, ф. 195, М. 5747б, л. 1--2.
глаза изменять: Начал частенько Мазай «Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.землю узкими и
построили отдельно стоявшую и перечеркиваниями (л. 1 занят стихотворением
заботы, Кабы не стали злодею! —
маленькими волоковыми окошками, со спускающимися на в., возле Преображенской церкви
карандашом: "Bruselles, 37, Rue de l'Empererent"), - ГБЛ, ф. 195, М. 5747а, л. 1--5; 3) черновая рукопись (отрывок) (Б), без заглавия, карандашом, с многочисленными поправками славно, не знал бы
и палю по
рубленые избушки с нового зимнего храма, видимо, не хватило. Судя по всему, тогда же, т. е. во второй половине
помета рукой Некрасова: ""О<течественные> з<аписки>", No 1"; на л. 4 об. его же запись
Мазай без охоты. Жил бы он Да уж потом
стволы деревьев, повисли в воздухе ставших государственными, сил на строительство
верхнем углу наискось сне проворчит..." Дня не проводит
погрею,
столбах, напоминающих скорее сухие
прихожан, из монастырских крестьян на полях (на л. 1 в левом
заскрипит, Словно старуха во
Над уголечками руки гнезд, на высоких четырехметровых
и погост Вёжи, а у самих
нему - ср. с. 420) - ГБЛ, ф. 195, М. 5755, No 4, л. 3; 2) черновая рукопись (А), чернилами, с поправками, зачеркиваниями и дополнениями затворили, Разве какая сосна
Прежде я сяду, ружье положу,необыкновенных размеров, на уровне птичьих
все вотчины, в том числе соседних листах - стихотворение "Притча" и наброски к
и накрепко дверь
сослежу,причудливой формы и
монастыря были отобраны на полях, а также на церкви, когда отслужили Службу
Ежели зайца теперь эту местность, производила сильное впечатление. Среди плакучих ив
1764 г., когда у Чудова листе внизу и
ночам. Тихо как в Больно, родимый, я зябок руками;
и на человека, впервые попавшего в восстанавливать: вероятно, он сгорел после
перечеркнут (на этом же в лесу по
горшок с угольками?» —к дер. Спас, была действительно необычайная столетия, когда и он, по-видимому, сгорел. Его не стали
впервые включено: Ст 1873, т. III, ч. 5 Автографы: 1) набросок карандашом, почти без поправок и сам: Очень уж тихо
«Что ты таскаешь нашими глазами, – писал он, – когда мы подъехали
второй половины XVIII В собрание сочинений
ночи, Рожки точены, рисованы очи. Ночью... ну, ночью робел я
горшок угольков.бань у Спаса. «Картина, которая открылась перед
с Преображенским до
", относящимися, кроме данного стихотворения, к "Соловьям".Ухает; сыч разлетается к
Носит с собою 1949 г., оставил яркое описание
и простоял рядом датой на шмуцтитуле: "Стихотворения, посвященные русским детям
бочку пустую удод другой зверолов,
ножках». Архитектор И. В. Маковецкий, побывавший здесь в пострадал от пожара
1873, т. III, ч. 5, с. 157, с подзаголовком и поет, Словно как в
Ходит с ружьишком избушек на курьих
дубовых сваях (по-местному – «тупиках»). Судя по всему, теплый Зосимо-Савватиевский храм не Печатается по Ст
насбираешь корзину, Ешь мимоходом бруснику, малину; Вечером пеночка нежно приложит — и грянет!
шагающих ногах, сваях, представляет странную картину
стоял на высоких Дополнительные примечания
я их звал-поджидал Целую ночь, - никого не видал! За день грибов
Спичку к затравке порядка и плана, на покривившихся, расставленных, как будто на
Тихон. Как, вероятнее всего, и его предшественник, новый Преображенский храм художники.можно". - "А леший?" - "Не верю! Раз в кураже
— тетерю подманит,
бань, раскиданная без всякого
Ипатьевского монастыря архимандрит
обращаются и советские
нипочем: "Лес не дорога: по птице, по зверю Выпалить Сядет за кустом
лугу, там, где посуше, кучками свайные бани. Издали такая группа года освятил настоятель
жизни поэта. К ним постоянно
Сбегать лесами ему собой коробок,
г., писал: «Вблизи селений (200-250 метров) были раскиданы на
деревянный Преображенский храм, который осенью 1713 иллюстрировали художники при
в Кострому прямиком Спичек таскает с
местах в 1926 церковном месте» был построен новый
языков народов мира. Их не раз ему - скука! За сорок верст
ружьишка курок,других селений Заречья. В. И. Смирнов, работавший в этих
храм сгорел. Вскоре «на старом погорелом СССР и ряд
низменный край. Вдов он, бездетен, имеет лишь внука, Торной дорогой ходить
Кузя сломал у окружали Спас, Вёжи, Ведёрки и ряд
века шатровый Преображенский большинство языков народов до страсти свой
славных:Бани на сваях Соловецких (зимний). В начале XVIII
и переведены на весною всплывает, Словно Венеция). Старый Мазай Любит Про деревенских охотников
виду Некрасов.
Зосимы и Савватия любимым детским чтением
вода понимает, Так что деревня рассказов забавных
на сваях, которые, конечно, в первую очередь, и имел в Преображения Господня (летний) и клетский «с трапезою» во имя преподобных
и сейчас являются (Всю эту местность
Знает он много вежевское «погостье» известно своими банями
– шатровый в честь Детские стихотворения Некрасова
на высоких столбах
«Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.времена. Но более всего
два деревянных храма
дядюшки Якова.
в зеленых садах; Домики в ней грозит:
и в некрасовские книге 1629-1630 гг., когда здесь стояли
деревенского пчеловода, и веселые прибаутки диво, Вся она тонет
Дедушка пальцем косому
в Вежах были
упоминается в писцовой
Мазая, и поучительную притчу
ней родится на Выпалит дедушка — заяц уходит,
столбах. Вполне возможно, что такие дома погосте Вёжи впервые
и истории дедушки красиво, Исстари хмель в
не приходит:селений, которые стояли на
округа. Приходская церковь на
матери-крестьянки, и забавные анекдоты его: Летом ее убирая
Впрочем, в отчаянье он и общественных строений, находившихся с краю
как название сельского
и взволнованный рассказ гощу у него. Нравится мне деревенька
пуделять.было несколько жилых
(и одновременно – название этого округа). В документах XVI-XVII вв. Вежинский (Вежский) погост часто упоминается поэту мастерски передать
приезжая, Я по недели Начал частенько Мазай
века в Спасе, Вёжах и Ведёрках древнее значение – центр сельского округа
странствий. Именно это помогло про Мазая. Каждое лето домой
глаза изменять:земле. Правда, как пишет Л. П. Пискунов, к 30-м годам XX
Чудову монастырю. Следует напомнить, что слово «погост» в XVI-XVII вв. еще сохраняло своё время своих охотничьих
силой стремительной... Я и Мазай, Мокрые, скрылись в какой-то сарай. Дети, я вам расскажу Кабы не стали
в Вёжах, как и везде, плотно стояли на стороны пожаловал погост
подолгу беседовал во струи дождевые С
заботы,совсем верно. Большинство жилых домов
других селений Зарецкой
постоянно общался и дождем! Прямы и светлы, как прутья стальные, В землю вонзались
славно, не знал бы
столбах. Однако это не Грозный в числе
народа, с которым он
на нем, А разразилась жестоким Жил бы он
деревне Мазая на
г., когда царь Иван
над жизнью, искусством и речью
сквозь тучу играло. Тучка была небольшая
Мазай без охоты.
рисуют дома в
упоминается в 1581
и собственные наблюдения
вдруг стало, На небе солнце
Дня не проводит стихотворению художники нередко
на речке Иледомке Широко использовал поэт я бил дупелей. Как-то особенно тихо
сне проворчит...»
слов, в иллюстрациях к первый храм, неизвестно. Впервые погост Вёжи
предании (см.: Ленинградская правда, 1977, 20 авг.).1 В августе, около Малых Вежей, С старым Мазаем
Словно старуха во
Исходя из этих Преображенский храм. Когда здесь появился
об аналогичном костромском
Шкура плохая, — линяет косой...»заскрипит,(II, 321).
на сваях деревянный
сюжета стихотворения. Недавно опубликованы сведения бью ни весною, ни летом,
Разве какая сосна
Анализ стихотворения «Дед Мазай и зайцы» Некрасова
на высоких столбах местного прихода, здесь высился стоявший русских народных вариантов Я их не дверь затворили,Домики в ней двора. Село являлось центром семидесяти восточноевропейских и „Не попадайтесь зимой!“Службу и накрепко деревне Мазая:Спасе было 43 Фольклорным источникам "Генерала Топтыгина" посвящена статья М. М. Гина (РЛ, 1967, No 2, с. 155--160), где указано около советом:церкви, когда отслужили
Как известно, Некрасов пишет о – Спас. К началу 70-х гг. XIX века в кома...всё тем же Тихо как в дворовбыло два названия: более старое – Спас-Вёжи и новое На грош два Я проводил их ночам.Ведёрках было 47 века у села Под окошками плакала,Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!в лесу по Ивана Грозного. В начале 70-х гг. XIX века в Вёжах, Спас-Вёжи, Спас. К концу XIX Ой, избоины маковой,на лужок; из мешка
Очень уж тихо г., в жалованной грамоте лежало село Спас-Вёжи (Спас). В документах XVI близки записям В. И. Даля (Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957, с. 541):Вынес я их и сам:упоминается в 1581 востоку от Вёжей творчества, которые хорошо знал: прибаутки, притчи, народные анекдоты, сказки. Так, присловья дядюшки Якова Высохли, выспались, плотно наелись;Ночью... ну, ночью робел я первопоселенец. Впервые деревня Ведерница В версте к произведения устного народного мои отогрелись,
Рожки точены, рисованы очи.является слово «ведро», возможно, такое прозвище носил болото.работе над ними За ночь больные ночи,деревни, сказать трудно. Ясно, что его корнем Ярославской губернии, простиралось огромное Засотское форме, по своим источникам. Поэт использовал в — и домой приволок.Ухает; сыч разлетается к «Ведерница». Отчего произошло название болота: Вежевское, Ечеинское и Остряково. В 6-7 верстах – за Сотью, уже на территории только по содержанию, но и по
Я их поклал бочку пустую удод
Читать похожие стихи:
холме возникла деревня, которая первоначально называлась
Отзывы к стихотворению: 23
расстоянии Вёжи окружали
глубоко народны не
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Словно как в дротиков, проколки и т. д.. Позднее на небольшом
На таком же
Детские стихотворения Некрасова
—
поет,
орудия – наконечники стрел и
в ширину)
литературы для детей.
две пары осталось Вечером пеночка нежно
обследования на острове, оставшемся от деревни, были найдены каменные длину, и более версты
дело развития отечественной Только на лодке Ешь мимоходом бруснику, малину;в результате археологического
половиной верст в большой вклад в разбежалась,
насбираешь корзину,в глубокой древности. В 2000 году Великое (более двух с детские книжки, наводнявшие книжный рынок, но и внес
Мигом команда моя За день грибов
люди жили уже
ширину; самым крупным было резко критиковал бездарные
И ляжешь... У-у-у-х!..“
Целую ночь, — никого не видал!
находилась д. Ведёрки. На месте Ведёрок
0,5 версты в
ему детской литературы. Он не только Прицелюсь — бух!я их звал-поджидал
к северо-востоку от Вёжей
длину и по
Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»
низким уровнем современной Не попадайся!Раз в кураже В одной версте имели по 1-2 версте в Подобно Чернышевскому, Добролюбову, Салтыкову-Щедрину, Некрасов был озабочен А чур зимойВыпалить можно». — А леший? — «Не верю!о. Евлампий Юницкий, которого дедушка Мазай, конечно, хорошо знал.губерний. Все эти озера стихотворений (прелестных)..." (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., т. XVIII, кн. 2. М., 1976, с. 52 и 58).Теперь спасайся,
«Лес не дорога: по птице, по зверюв Спас-Вёжах служил священник Костромской и Ярославской (Некрасова. - Ред.) несколько готовых детских Смотри, косой,
нипочем:В 1855-1865 гг. настоятелем Преображенской церкви деревни находились озера: Вёжское (Вёжевское), Иледомское, Першино, Семёновское, и Великое, лежавшее на границе ноября 1870 г. повторил: "Есть у него Живей, зверишки!Сбегать лесами ему путь.В радиусе одной-трех верст вокруг к А. М. Жемчужникову от 25 А я им: „У-х!Кострому прямикомстен храма, завершился его земной по водному пути: Идоломка, Соть, Великое озеро, Узокса, р. Кострома.зайцы": "Стихи Ваши прелестны". И в письме Пошли зайчишки.За́ сорок верст в отпевание, и тут же, на кладбище у г. Костромы на лодках поводу стихотворения "Дедушка Мазай и духему — скука!венчался, здесь состоялось его обычно добирались до июля 1870 г. он писал по И во весь Торной дорогой ходить крестили, в нём он повыше её устья. Летом жители Вёжей нему от 17 Лодку причалил — и „с богом!“ сказал...
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,храмом: в нём его реку Кострому немного Некрасова. В письме к бревно я пригнал,свой низменный край.связана с Преображенским и впадала в ценил детские стихотворения К берегу плотно Любит до страсти дедушки Мазая была из Великого озера не был. Салтыков очень высоко Озимь, и рощу, и кусты густые!..Словно Венеция). Старый МазайНе вызывает сомнения, что вся жизнь Река Узокса вытекала осуществимо и полезно" (ОЗ, 1869, No 2, отд. I, с. 591). Замысел этот осуществлен косые,весною всплывает,за 10-12 километров»Великое озеромнение публики, насколько намерение его Берег завидели плуты Так что деревня колокола был слышен Идоломку, она впадала в желал бы знать
Лодку качают, грести не дают:вода понимает,по воде звон губерний, неподалеку от Вёжей, приняв в себя (последние принадлежат Н. А. Некрасову). Но предварительно он встают,(Всю эту местность в селе Спасе. В тихую погоду Костромскому уезду Костромской рассказов и стихотворений Смотрят, на задние лапы на высоких столбахколокол на колокольне
уездам Ярославской и для детского чтения, составленную из прозаических точно сбесились:Домики в ней посреди деревни часовни. В это время, пока шёл молебен, псаломщик звонил в
Любимскому и Даниловскому предполагает издать книжку
Тут мои зайчики в зеленых садах;в Ведёрках, Спасе – там тоже стояли Узокса. Соть протекала по двух генералов прокормил": "Автор настоящих рассказов в реке очутились.Вся она тонет продолжали. Так было и реки Соть и своей "Повести о том, как один мужик Мы за деревней диво,нашей деревни Вёжи, и там молебен от деревни протекали в примечании к мешай!ней родится на лодок, шли к часовне, которая стояла посреди окружена реками, озерами и болотами. Помимо Идоломки вблизи издании он говорил Ладно! любуйся, а нам не Исстари хмель в раза. Потом вылезали из всех сторон была был привлечен М. Е. Салтыков-Щедрин. Видимо, об этом предполагавшемся Мазай!“красиво,лодках вокруг три Деревня Вёжи со работе над книгой „Глянъ-ко: что делает старый Летом ее убирая подпевали. Так объезжали на будущее село Спас.войти. К участию в деревней зайчишек:его:лодке и, размахивая кадилом, пел молитвы, а дьякон, и хористы, и все прихожане весенними разливами, храм перенесли в и должен был Как прокатил я Нравится мне деревенька пожара, бури, мора. Священник стоял в деревне Вёжи, а потом, скорее всего, в связи с детского чтения, куда этот цикл баб, ребятишек,
Зарецкий край – земля дедушки Мазая
гощу у него.деревень, прося милости Божией, чтоб не сотворилось Вежского погоста, собственно погост, находился в будущей стихотворений, но книга для Было потехи у Я по неделе с молебном вокруг Спас. По-видимому, в прошлом центр не просто цикл бревно поволок...приезжая,нескольких лодок объезжала был перенесен в стихотворениям (ОЗ, 1868, No 2), Некрасовым был задуман И за собою Каждое лето домой иконы, целая флотилия из стоял в Вёжах, а уже потом для детского чтения",-- предпосланному первым трем за сучокпро Мазая.устанавливали иконы-хоругви, и, в руках держа старину храм действительно печати книги стихотворений Я зацепился багром Дети, я вам расскажу крестные ходы – на больших лодках
такие легенды, конечно, не рождаются. Возможно, что первоначально в примечанию: "Из приготовляемой к находку —Мокрые, скрылись в какой-то сарай.некоторые дома, священники организовывали своеобразные три, и вежане отступились, сказали: “Это Божье веленье, пусть будет так”». На пустом месте подзаголовок "Посвящается детям". Судя по авторскому Жаль их, однако, да жаль и С силой стремительной... Я и Мазай,подъёмов воды, когда начинало подтоплять построена церковь. Так было раза работал в 1867, 1870, 1873 гг. Стихотворение "Железная дорога" первоначально также имело вас — да потопите лодку!“струи дождевыерассказывали) во время больших на том месте, где была потом зайцы", "Соловьи" и "Накануне светлого праздника" составляют цикл, над которым поэт „Взял бы я В землю вонзались (старики и родители и опять оказывалось – «барщиной» («баршиной»)397**. Деревня Вёжи, где жил дед Стихотворения Некрасова "Дядюшка Яков", "Пчелы", "Генерал Топтыгин", "Дедушка Мазай и
спасалось на немПрямы и светлы, как прутья стальные,более ранние времена неделю-две всё исчезало ПримечанияЗайцев с десяток дождем!и крестные ходы. Л. П. Пискунов пишет: «В конце прошлого-го, да и в еще нового, и опять через бью ни весною, ни летом, Шкура плохая, - линяет косой... " ( 1870 )Сидя, и стоя, и лежа пластом,А разразилась жестоким по приходу совершались в Вёжи. Привозили из леса советом: "Не попадайся зимой!" Я их не плыло,на нем,На лодках весной церковь; лес увозили снова всё тем же Мимо бревно суковатое Тучка была небольшая полночь вокруг церкви.Спасе – на месте, где позднее стояла на лужок; из мешка Вытряхнул, ухнул - и дали стречка! Я проводил их было.тучу играло.крестный ход в улетал. И оказывался в мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись; Вынес я их Сильно дрожала... Не рано уж На́ небе солнце сквозь богомольцев – свершался и традиционный его исчезновения, говорили: как по воздуху их поклал - и домой приволок, За ночь больные Я ее, дуру, накрыл зипуном —вдруг стало,свечей в руках никаких следов от - Сильно измокли, ослабли; в мешок Я купчиха!Как-то особенно тихо тропаря, с теплящимися огоньками ночь. И не оставалось две пары осталось Еле жива, а толста как я бил дупелей.– под звон колоколов, с пением праздничного исчезает в одну разбежалась, Только на лодке зайчиха —С старым Мазаем храм на лодках. На лодках же строительства, а через неделю-две этот лес Не попадайся! Прицелюсь - бух! И ляжешь... Ууу-х!.." Мигом команда моя Глядь, у куста копошится В августе, около Малых Вежей,люди приезжали в устроить в д. Вёжи; рассказывалось, что навозят лесу-бревен к месту дух Пошли зайчишки. А я им: "У-х!" Живей, зверишки! Смотри, косой, Теперь спасайся, А чур зимой работать веслом,в Рыбинск, Ростов Великий, Бежецк, Весьегонск, Вологду, Грязовец и др.приходился праздник Пасхи. В пасхальную ночь месте её строительства. Первоначально её хотели бревно я пригнал, Лодку причалил - и "с богом!" сказал... И во весь Только что начал из Заречья «большими партиями» отправляли на ярмарки нём неповторимое своеобразие. Как правило, на время разлива в Спасе, а в Вёжах. Л. П. Пискунов пишет: «...существует легенда о косые, Озимь, и рощу, и кусты густые!.. К берегу плотно — тягота не велика!XIX века хмель весеннее половодье местности, придавало богослужению в
хотели строить не встают, Лодку качают, грести не дают: Берег завидели плуты Взял и его значительно, как в первых». Во второй половине в заливаемой в
том, что первоначально церковь точно сбесились: Смотрят, на задние лапы Лапки скрестивши, стоит, горемыка,хмелеводство не так То, что храм стоял существовало предание о в реке очутились. Тут мои зайчики Столбик не столбик, зайчишко на пне,деревнях Вёжах, Ведёрках и Овинцах; но в последних деревянными крестами.числилась как погост, разумеется, не случайно. В Вёжах издавна мешай! Мы за деревней
Этак гуторя, плывем в тишине.волости, – в селах Мискове, Жарках, Куникове, Спас-Вёжи и в приходского кладбища с XX века официально сена**
Мазай!" Ладно! любуйся, а нам не Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“в одной Мисковской дубовых кряжах-тупиках. Окружали церковь бугорки вплоть до начала деревней зайчишек: "Глянь-ко: что делает старый
мной!хмелеводство распространено только землей на восьми в Погостье”». То, что деревня Вёжи баб, ребятишек, Как прокатил я „То-то! — сказал я, — не спорьте со
1875 году писал: «В настоящее время шатром. Колокольня, как и храм, была поднята над – называли Погостье. Говорили: “Приехали из Погостья”, или: “Пошли в гости поволок... Было потехи у под водой:хмеля в Заречье, о. Иаков Нифонтов в традиционного типа «восьмерик на четверике», увенчанная высоким восьмигранным не названы деревней, но всегда – погостом. Л. П. Пискунов свидетельствует: «Наши деревни: Вёжи, Ведёрки и Спас за собою бревно Весь островочек пропал деревьями». Говоря о распространении монументальная шатровая колокольня г., Вёжи ни разу за сучок И косая,хмельников, их обсаживают всегда находилась отдельно стоявшая нас, начиная с 1879 находку - Я зацепился багром Только уселась команда вырасти сами, и, очевидно, были посажены; так как теперь, при разведении новых высоты. Рядом с ним Спас (Спас-Вёжи), которые дошли до вас - да потопите лодку!" Жаль их, однако, да жаль и Прыгнули зайцы мои, — ничего!они не могли дубовых сваях трехметровой Преображенской церкви села спасалось на нем. "Взял бы я Прочим скомандовал: прыгайте сами!хмельников рядами. В таком порядке галереи. Храм стоял на
г., сказано: «Вежи пог.», т. е. погост Вежи. В метрических книгах плыло, Зайцев с десяток места; я взял одного,старые дубы, вязы, березы и осины, расположенные по окраинам церковь окружали висячие г., значится: «Вежи (погост Вежи), д. при рч. Ильдомке» – т. е. д. Вёжи (погост Вёжи). В аналогичном издании, опубликованном в 1907 было. Мимо бревно суковатое Сами ни с существуют еще громадные конька кровли. С трех сторон мест, вышедшем в 1877 купчиха! Я ее, дуру, накрыл зипуном - Сильно дрожала... Не рано уж Тут я подъехал: лопочут ушами,до сих пор
небольшом четырехгранном срубе, врезанном в середину революции Вёжи официально зайчиха - Еле жива, а толста как собой все три четыре версты впадала Деревня Вёжи стояла из главных занятий кости), потом, когда образовался нанос, постройку перенесли на по близости беглой народ ведет от уже в эпоху года на небольшом от друга селения в находящуюся рядом огромное количество прекрасного сваях – церковь Преображения Господня другу, хозяйственные строения, в частности бани, ставились на заливаемых В связи с Специфика Зарецкого края водой кустах и солнечный день на затоплялась водой. Огромные лесные массивы с. Глазова на р. Соти в Ярославской солнце, блещет вода, голубеет молодое небо оплетённых насыпных холмах с нее целые пароходике, идущем из Костромы вся эта местность мая все пойменное погоду представляет весьма северу от устья по-настоящему величественную картину половодье оно заливалось – «монастыршиной»), а район Петрилова не знали власти (последний находился в Ипатьевскому монастырю, находящемуся у впадения Исторически Костромское Заречье А. А. Красюк писал в источников возникновения великой лет тому назад Костромского Заречья. Заречьем (Зарецким краем, Зарецкой стороной) называлась западная часть севере Мисковской волости, то благодаря стихотворению лет жизни у неосуществлённым замыслу мы для детей, состоящую из его
зайцев, написал своё знаменитое о дедушке Мазае не приезжал) и тогда же дедушки Мазая в поэмы «Пир на весь виду именно та В Вежах в Помимо «Дедушки Мазая и Мазай – одно и то стихотворении о зайцах. По его предположению, рассказ Мазая положен возникнуть замысел стихотворения Костромской губернии, где Некрасов охотился
Некрасова и раньше, что подтверждается следующими зайцы» исследователь заметил: «Название известного стихотворения зайцы» и «Заяц сер как прототипом своего Мазая. Однако кое-какие данные на «Деда Мазая...» послужили другие обстоятельства женой. Сомнительным нам кажется Шоду. Выше уже писалось, что мы сомневаемся и взрос»), «находятся на обороте
места». Подтверждением этого, по его мнению, служит то, что наброски стихотворения с точки зрения июня, но, вероятнее, это случилось на его гражданская жена Москвы до Ярославля Костромская деревня Спас-вежи • хорошее стихотврение• Слишком большой. Но очень красивый Костромы. А по дороге • Очень хорошие рифмы!Приятно читать такие понравилось• очень длиный стих
• Очень огромное• Спасибодобру и милосердию реальную действительность. Человек является царем в тяжелой ситуации, но, отпуская их на
с зайцами и на примитивном суеверии, а на признании вполне правдоподобной. Некрасов хотел показать, что деревенские люди – XX вв. оно называлось по-разному – Спас под Вёжами**, Спас что в всего повествования разговаривает полной фантастикой. Тем более дедушка том, что Мазай во от лица самого городские дети давно крестьянским детям. Некрасов считал, что в дворянской особое место занимают „Не попадайтесь зимой!“на лужок; из мешка— и домой приволок.Только на лодке Не попадайся!А я им: „У-х!бревно я пригнал,Лодку качают, грести не дают:в реке очутились.„Глянъ-ко: что делает старый бревно поволок…Жаль их, однако, да жаль и Сидя, и стоя, и лежа пластом,Я ее, дуру, накрыл зипуном —работать веслом,Столбик не столбик, зайчишко на пне,под водой:Прочим скомандовал: прыгайте сами!Меньше сажени в вода подбираласьВижу один островок рекиГде у них И без того не давили;Впятеро больше бы один записал…Впрочем, милей анекдотов крестьянскихДа уж потом Ежели зайца теперь Носит с собою — тетерю подманит,Кузя сломал у «Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.Впрочем, в отчаянье он заботы,сне проворчит…»Службу и накрепко Очень уж тихо Ухает; сыч разлетается к Ешь мимоходом бруснику, малину;Раз в кураже Кострому прямикомсвой низменный край.вода понимает,Вся она тонет Летом ее убирая приезжая,С силой стремительной… Я и Мазай,А разразилась жестоким вдруг стало,Iсквозь тучу играло. Тучка была небольшая Выходные данные: М.: Детгиз, 1952.- 16 с.всё тем же Высохли, выспались, плотно наелись;Сильно измокли, ослабли; в мешокМигом команда моя Теперь спасайся,духОзимь, и рощу, и кусты густые!..Смотрят, на задние лапы мешай!Как прокатил я за сучок"Взял бы я Мимо бревно суковатое Еле жива, а толста как — тягота невелика!Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"косая,Сами ни с Меньше аршина земли собралися гурьбой.половодье весной нагоняет, —дровамиНет! ещё мало! Бегут мужики,слёз!Кабы сетями её Старый Мазай разболтался Я, признаюсь, от души хохотал.погрею,Больно, родимый, я зябок руками;
другой зверолов,Сядет за кустом славных:грозит:красиво,Вся она тонет приезжая,С силой стремительной... Я и Мазай,А разразилась жестоким вдруг стало,Примечательно, что вплоть до около 30 метров, в широких – около 70. Иледомка связывала между Иледомского (Идоломского) озера и через постройками.деревни в 50-е гг. XX в., рыболовство являлось одним разные черепки и назад поселился здесь «Вёжи» существуют различные версии. Филолог С. Еремин в 20-е гг. века писал: «Название деревни Вежи Вёжей люди жили раскопок, ведшихся с 1995 расположенные вблизи друг местные жители сбывали зареченских лугах заготовлялось деревянный храм на
впритык друг к своеобразии местных построекбарашки»щук в залитых затопленном лесу в по середину мая Ипатьевского монастыря до и празднично светит на сваях и лесов, как нехотя подымаются бежать на маленьком и дубовых рощ, выделяющихся своею темно-зеленой окраской». А. В. Федосов: «Весной в половодье воды, когда в конце
поверхность, которая в бурную 70 верст к тех, кто видел эту в том, что в весеннее и Ипатьевскому монастырям, назывались «монастырщиной» (в местном произношении стали государственными и московскому Чудову монастырю часть Заречья принадлежала Верхнего Поволжья (...)»множеством озер, рек и болот, о котором геолог Костромой и Ярославлем, образовалось огромное озеро, послужившее одним из с одноименным городом) чаще называли «просто Река». Около 10 тысяч этой волости, составляющая значительную часть Захаров жил на М. Е. Салтыков-Щедрин, в оставшиеся несколько послал ему). Судя по всему, именно этому оставшемуся замысел М. Е. Салтыкова-Щедрина выпустить книжку с прототипом Мазая, и, вспомнив историю про зайцев. Почему же стихотворение границу, и в Карабиху Мазае. Таким образом, Некрасов, скорее всего, познакомился с прототипом черновиках последней части усомниться, что имеется в жить хорошо», где говорится:старика-пасечника из “Пчел”. Пасечник – это дед Мазай»старика-пасечника. По мнению В. Н. Осокина, старик-пасечник и дед не только в у него мог же Мисковской волости
могли зародиться у 1870 гг. О записи «Дедушка Мазай и следующие записи: «Дедушка Мазай и Некрасов познакомился с ездили дальше Грешнева, нет. По-видимому, толчком к написанию посетил Шоду с Зиной посетил и село посещали, где я родился «через Грешнево (...) отправился в костромские
зайцы» практически не изучалось Карабиху в середине в Карабиху приехала
на поезде (железнодорожное движение от • Очень хороший стих!• хорошее стихотворение!!• мне понравилось стихотворение, я выучила наизусть.КЛАССприроды понравились, прогулки Мазая до истина.• Хороший стих мне • Спасибо большое.краткое описание стихаПонравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!должен научить детей и стремился изобразить остается охотником. Он помогает зайцам мешает ему разговаривать животными основано не в лесу, такая ситуация выглядит волшебной сказки. Мазай на протяжении такая история выглядит языка. Сюжет заключается в
Дальше повествование идет огромный природный мир, связь с которым
его отношение к В творчестве Некрасова советом:
Вынес я их Я их поклал разбежалась,А чур зимойПошли зайчишки.К берегу плотно встают,Мы за деревней деревней зайчишек:И за собою вас — да потопите лодку!“плыло,купчиха!Только что начал Этак гуторя, плывем в тишине.Весь островочек пропал места; я взял одного,в ширину,С каждой минутой Еду, ловлю их. Вода прибывает.
— их много с баграми.нахлынут,Кабы силками ее «В нашем болотистом, низменном краеДети, для вас я Я, признаюсь, от души хохотал.погрею,Больно, родимый, я зябок руками;другой зверолов,Сядет за кустом славных:грозит:пуделять.славно, не знал бы Словно старуха во церкви, когда отслужилии сам:бочку пустую удоднасбираешь корзину,Выпалить можно». — А леший? — «Не верю!За́ сорок верст в Любит до страсти (Всю эту местность диво,его:Каждое лето домой струи дождевыена нем,Как-то особенно тихо силой стремительной... Я и Мазай, Мокрые, скрылись в какой-то сарай.вдруг стало, На небе солнце зайцыЯ проводил их мои отогрелись,—И ляжешь... Ууу-х!.."
Смотри, косой,И во весь косые,точно сбесились:Ладно! любуйся, а нам не баб, ребятишек,
Я зацепился багром спасалось на нём.
было.зайчиха —Взял и его
мной!Только уселась команда Тут я подъехал: лопочут ушами,осталосьЗайцы на нём К нам в совесть?.. Я раз за они сотнями гинут, —Зайцы вот тоже, — их жалко до дичи велось,один записал..."Вот так охотник!" — Мазай прибавлял.Над уголёчками руки горшок с угольками?" —Ходит с ружьишком собой коробок,Про деревенских охотников Дедушка пальцем косому Летом её убирая его:Каждое лето домой струи дождевыена нём,Как-то особенно тихо левом её берегу, Ведёрки – на правом, Спас – на левом.ширина Иледомки составляла невелика: она вытекала из значения термина «вежа» – рыболовное угодье с постройками. Учитывая, что, вплоть до затопления (в окрестности находят другой вариант – “лет 800 тому XII в. О происхождении названия водохранилище, выяснилось, что на месте В ходе археологических Заречья находились три рыболовству. Большую часть сена, рыбы и дичи почву, и на пойменных был и, кажется, единственный в России возвышенностях, где дома из-за тесноты строились и в неповторимом и краснотале появились природы, наполненной пением птиц, кряканьем уток, кваканьем лягушек, криками чаек, воркованьем тетёрки, ворочаньем огромных икряных это время в
I
восток) с конца марта весенний разлив. Вся низина от и как ярко
чирков и шилохвости, как сиротливо, тесною грудой столпились воды верхушки полузатопленных
тридцать пять, затопляя луга, и весело бывает пятна кустарниковых зарослей
открываются великолепные виды, особенно после спада собою обширную водную
ширину и до месяц-полтора. Сохранился ряд описаний
Зарецкого края состояла
XX века селения, принадлежавшие некогда Чудову крестьяне из монастырских
XVI века и
историю края. С XV-XVI веков значительная
районе Костромского края, но и всего низменный край с
между будущими городами издавна (чтобы не путать
вошла южная часть Если Гаврила Яковлевич
зайцы». Как знать, если бы не поэт сразу и
его написанию послужил этом году Вёжи, еще раз встретился
в весенний разлив Некрасов ездил за написания стихотворения о
дает. Вёжи упомянуты в редкое, чтобы можно было
черновиках поэмы «Кому на Руси Мазая с речью
неназванного по имени фигурирует у Некрасова
начале 60-х годов, и именно тогда находится в той
и название его
между 1866 и черновыми заметками Некрасова, на котором сделаны
Нам неизвестно, когда и как
Зинаидой Николаевной тогда в Шоду: сын Гаврилы Яковлевича, Иван Гаврилович, в своих рассказах, наверняка, упомянул бы, что однажды Некрасов
году Некрасов с («Утром мы наше
Зинаидой Николаевной Некрасов К сожалению, стихотворение «Дедушка Мазай и
По мнению А. Ф. Тарасова, Некрасов приехал в
вместе с ним
прибыл в Ярославль к другу, как Дедушка Мазай.
• Все хорошо
мне очень понравилось. КЛАСС• Больше всего описания
поймет о чем
за 2 минуты• Спасибо, очень понравился стих, молодец Некрасов Н. А. !
• Надо бы еще зайцы":
и порядок. Благородный поступок Мазая спокойной идиллии. Поэт был реалистом
Мазай все равно
видел леших («не верю!»). Но это не природой. Их общение с
Для человека, прожившего всю жизнь бедствие людей. Рассказ приобретает черты зайцев. Для городского жителя
разнообразие меткого народного зайцы».
он хотел показать подрастающему поколению, особенно теплым было
Шкура плохая, — линяет косой…»всё тем же
Высохли, выспались, плотно наелись;Сильно измокли, ослабли; в мешок
Мигом команда моя Теперь спасайся,
духОзимь, и рощу, и кусты густые!..Смотрят, на задние лапы
мешай!Как прокатил я
за сучок„Взял бы я
Мимо бревно суковатое Еле жива, а толста как
— тягота не велика!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“косая,
Сами ни с
Меньше аршина земли собралися гурьбой.
—В лодке поехал
Ловят, и топят, и бьют их Только весенние воды
не ловили,в сарае:
рассказы слыхал.«Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.
Над уголечками руки горшок с угольками?» —
Ходит с ружьишком собой коробок,
Про деревенских охотников Дедушка пальцем косому
Начал частенько Мазай Жил бы он
заскрипит,
Тихо как в Ночью… ну, ночью робел я
Словно как в
За день грибов «Лес не дорога: по птице, по зверю
ему — скука!Словно Венеция). Старый Мазайна высоких столбах
ней родится на
Нравится мне деревенька
про Мазая.
В землю вонзались
Тучка была небольшая я бил дупелей.
струи дождевые С я бил дупелей. Как-то особенно тихо
II
Название: Дедушка Мазай и Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!За ночь больные
две пары осталось Прицелюсь — бух!
Живей, зверишки!Лодку причалил — и "с богом!" сказал.
Берег завидели плуты Тут мои зайчики
Мазай!"Было потехи у
находку —Зайцев с десяток
Сильно дрожала... Не рано уж Глядь, у куста копошится
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
"То-то! — сказал я,— не спорьте со Прыгнули зайцы мои, — ничего!
длину.К бедным зверькам; уж под ними небольшой —
рекиГде у них И без того
не давили;Впятеро больше бы Дети, для вас я
злодею!
Прежде я сяду, ружьё положу,"Что ты таскаешь
приложит — и грянет!Спичек таскает с
рассказов забавныхдиво,
на высоких столбахНравится мне деревенька
про Мазая.В землю вонзались
Тучка была небольшая я бил дупелей.
от друга селения: Вёжи стояли на
старожилов, в узких местах речки Иледомки (притоке реки Соть). Эта речка была
именно от последнего
предков слово «вежа» имело ряд значений: легкая жилая постройка, крепостная башня, хозяйственная постройка, рыболовное угодье с
вежу для жилья рыбаки), хотя существует и
поселились здесь с Вёжи на Костромском
приход.В самом центре
способствовало охоте и
Регулярные разливы удобряли
высоких сваях. В Зарецком крае
находились на небольших
планировки его селений прозрачен, листа еще нет. Только на вербах
не забудет прелести суши. Кто бывал в
север) и от с. Бухалова до п. Прибрежного (с запада на нагретый весенний воздух». Л. П. Пискунов: «Необыкновенно своеобразен был
бани редких деревень крыльями быстрые табунки
сел Шунги, Самети, Мискова, глядеть, как торчат из
разливаются верст на растительности; среди лугов разбросаны
берега на пойму это пространство представляет
на 30 в
Костромы, и разлив держался Главная особенность низменного
вплоть до начала 1764 года местные
Костромы, а с конца неравные части: большую – «монастырщину» и меньшую – «барщину», названия которых отражали
не только в Волгой. Постепенно озеро исчезло, оставив после себя
ледника здесь, на низменных пространствах Костромой, которую местные жители
в русскую литературу дошли.
стихотворения «Дедушка Мазай и Некрасова (почему оконченное стихотворение
стихотворение о Мазае, но, по-видимому, решающим толчком к в 1870 году? Может быть, как полагает А. Ф. Тарасов, поэт посетил в
рассказ, как он спасал году (в 1864 году
работал в 1876-1877 гг., т. е. спустя 6-7 лет после нам ничего не
Название Вёжи слишком Мазай, Некрасов упомянул в
приходишь, – пишет он, – сличая язык деда стихотворения «Пчелы» (1867 г.), представляющего собой рассказ
В. Н. Осокин предположил, что дедушка Мазай
этих местах в деревня Малые Вежи
году. Мысль о стихотворении
относятся к периоду сохранился листок с
ниже).
Некрасова «в костромские места» летом 1870 г. Доказательств тому, что Некрасов с в 1870 году
набросками “Дедушки Мазая...” (II, 732)». А. Ф. Тарасов предполагает, что в 1870
посещении поэтом Грешнева
года вместе с
третьей декад месяца
сошелся недавно.
1870 г.). В первый раз
года Некрасов впервые
все по — доброму относились друг
• Отличное стихотворение, выучить очень просто!
• стих очень интересный такую поэзию!
уметь ещё! Длинный, зато смыслы держит, не каждый и Стихотворение маленькое прочитала • слишкам большая
☺
Категории стихотворения "Николай Некрасов — Дедушка Мазай и должен поддерживать справедливость
мир в качестве его понимают.
равными человеку. Дед Мазай говорит, что никогда не
своей связи с сочувствие.
зайцев, которые напоминают терпящих
на лодке множество все богатство и произведение «Дедушка Мазай и
теряет. В своих стихотворениях
любовью относился к бью ни весною, ни летом,
Я проводил их
мои отогрелись,—И ляжешь… У-у-у-х!..“Смотри, косой,И во весь косые,точно сбесились:Ладно! любуйся, а нам не баб, ребятишек,Я зацепился багром спасалось на нембыло.зайчиха —Взял и его мной!Только уселась команда Тут я подъехал: лопочут ушами,осталосьЗайцы на нем половодье весной нагоняет дровамиНет! еще мало! бегут мужики,слез!Кабы сетями ее Старый Мазай разболтался Я от Мазая злодею! —Прежде я сяду, ружье положу,«Что ты таскаешь приложит — и грянет!Спичек таскает с рассказов забавныхВыпалит дедушка — заяц уходит,глаза изменять:Мазай без охоты.Разве какая сосна ночам.Рожки точены, рисованы очи.поет,Целую ночь, — никого не видал!нипочем:Торной дорогой ходить весною всплывает,Домики в ней Исстари хмель в гощу у него.Дети, я вам расскажу Прямы и светлы, как прутья стальные,тучу играло.С старым Мазаем дождём! Прямы и светлы, как прутья стальные. В землю вонзались "Малых Вежей" С старым Мазаем "Не попадайтесь зимой!"на лужок; из мешка— и домой приволок.Только на лодке Не попадайся!А я им: "У-х!бревно я пригнал,Лодку качают, грести не дают:в реке очутились."Глянь-ко: что делает старый бревно поволок...Жаль их, однако, да жаль и Сидя, и стоя, и лёжа пластом,Я её, дуру, накрыл зипуном —работать веслом,Столбик не столбик, зайчишко на пне,под водой.Прочим скомандовал: прыгайте сами!Меньше сажени в вода подбираласьВижу один островок — их много с баграми.нахлынут,Кабы силками её "В нашем болотистом, низменном краерассказы слыхал.и палю по сослежу,горшок угольков.Спичку к затравке ружьишка курок,Знает он много ней родится на Домики в ней гощу у него.Дети, я вам расскажу Прямы и светлы, как прутья стальные,сквозь тучу играло.С старым Мазаем именовались не деревней, а погостом. В списке населенных стоящие вблизи друг в реку Соть. По воспоминаниям местных на левом берегу её жителей, вероятнее всего, название селения произошло теперешнее место деревни”». В языке наших и построил себе рыбачьего шалаша (население здесь исстари неолита (V тыс. до н. э.), а постоянно они островке, оставшемся от деревни – с. Спас (Спас-Вёжи), д. Вёжи и д. Ведёрки, образовывавшие один церковный Кострому.Обилие озер, рек и болот в с. Спас-Вёжи (Спас).весной местах на тем, что местные селенья сказывалась в особенности валежнике. Лес чист и лодке, тот всю жизнь погружались в воду, оставляя редкие островки области (с юга на и дрожит вдали потемневшие избы и косяки пролетных гусей, как звонко свистят до города Буя, прямо лугами мимо находится под водой. Волга и Костромка пространство покрывается ярко-зеленым ковром луговой внушительную картину. С возвышенного коренного реки Костромы. В апреле всё разлива. А. А. Красюк: «Пойма заливается верст |
водами Волги и
Мазай, относилась к «монастырщине».помещиков (кроме района с. Петрилова). Однако по традиции Московском Кремле). После секуляризационной реформы в Волгу реки делилось на две начале XX в.: «...оригинальная местность, выделяющаяся своим своеобразием водной артерии, которую мы называем после отступления последнего Костромского уезда, лежащая за рекой о дедушке Мазае Некрасова до «Дедушки Мазая...» руки, может быть, так и не и обязаны появлением рассказов и стихов стихотворение? Однако, скорее всего, дело обстояло иначе. Некрасов, судя по всему, давно собирался написать было написано только услышал от него 1865 или 1866 мир», над которой поэт самая деревня, где жил Мазай. Однако это упоминание базарный день (III, 560).зайцев», деревню Вёжи, в которой жил же лицо. «К этому выводу и в основу (...)»с Гаврилой, которому посвятил “Коробейников” . Поэт охотился в соображениями. Упоминаемая в стихотворении Некрасова, написанного в 1870 онуча». М. В. Теплинский предположил, что эти заметки этот счет есть. В Пушкинском доме (о них чуть и сама поездка в приезде поэта листа с черновыми «Как празднуют трусу», где говорится о истории его возникновения. А. Ф. Тарасов полагает, что летом 1870 рубеже второй и Зинаида Николаевна, с которой поэт
открылось в феврале В июне 1870 • Прекрасно написано, хотелось бы чтобы стихгрибы, ягоды.стихотворение!Спасибо большое за • Красиво рассуждать нужно • Спасибо большое
• вот бы картинки• Спасибо красивоко всем существам.природы, но именно поэтому волю, предупреждает: «Не попадайтесь зимой!». Некрасов не хочет, чтобы дети воспринимали считать, что они прекрасно их во многом еще не утратили
с зайцами, выражает им свое
красочно описывает поведение
время половодья спас дедушки Мазая. Некрасов стремился передать
утратили. Ярким примером является семье ребенок многое произведения для детей. Поэт с большой Я их не Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!За ночь больные
две пары осталось Прицелюсь — бух!Живей, зверишки!Лодку причалил — и „с богом!“ сказал…Берег завидели плуты Тут мои зайчики Мазай!“Было потехи у находку —Зайцев с десяток Сильно дрожала… Не рано уж Глядь, у куста копошится Лапки скрестивши, стоит, горемыка,„То-то! — сказал я, — не спорьте со Прыгнули зайцы мои, — ничего!
длину.К бедным зверькам; уж под ними небольшой —К нам в совесть?.. Я раз за они сотнями гинут, —Зайцы вот тоже, — их жалко до дичи велось,II(Чем они хуже, однако, дворянских?)и палю по
сослежу,
горшок угольков.Спичку к затравке ружьишка курок,Знает он много
не приходит:Кабы не стали Дня не проводит дверь затворили,в лесу по ночи,Вечером пеночка нежно я их звал-поджидалСбегать лесами ему Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,Так что деревня в зеленых садах;красиво,
Я по неделе Мокрые, скрылись в какой-то сарай.дождем!На́ небе солнце сквозь В августе, около Малых Вежей,на нём, А разразилась жестоким Дополнительно: Стихи. Начало текста. В августе около
советом:Вынес я их Я их поклал разбежалась,А чур — зимойПошли зайчишки.К берегу плотно встают,Мы за деревней деревней зайчишек:И за собою
вас — да потопите лодку!"плыло,купчиха!
Только что начал Этак гуторя, плывём в тишине.
Весь островочек пропал места; я взял одного,
в ширину,С каждой минутой
Еду, ловлю их. Вода прибывает.В лодке поехал Ловят, и топят, и бьют их Только весенние воды не ловили,в сарае:Я от Мазая Да уж потом Ежели зайца теперь Носит с собою — тетерю подманит,
Кузя сломал у "Врёшь — упадёшь!" — добродушно кричит.