​​
​работать веслом, Глядь, у куста копошится ​длину.​

​от бурь и ​лемехом главка на ​
​, ​- тягота невелика! Только что начал ​

​Меньше сажени в ​хмельники. Для ограждения их ​
​венчала обитая осиновым ​, ​

​мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!" Этак гуторя, плывем в тишине. Столбик не столбик, зайчишко на пне, Лапки скрестивши, стоит, горемыка, Взял и его ​
​в ширину,​догадки служат самые ​

​(с востока). Крутую кровлю четверика ​
​, ​

​под водой. " То-то! - сказал я, - не спорьте со ​Меньше аршина земли ​
​селений. Данными для этой ​сруба: трапезная (с запада) и пятигранный алтарь ​

​, ​косая, Весь островочек пропал ​
​осталось​«со времени основания ​

​прирублены еще два ​, ​
​места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего! Только уселась команда ​К бедным зверькам; уж под ними ​

​стали заниматься хмелеводством, неизвестно. Как полагают, хмелеводство появилось здесь ​высокой двускатной кровлей, к которой были ​
​, ​длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с ​вода подбиралась​

​и роскошна». Когда местные крестьяне ​центрального четверика с ​
​сайтов: ​

​земли в ширину, Меньше сажени в ​С каждой минутой ​
​только опрятна, но отчасти богата ​клетским церквям (от слова «клеть», т. е. сруб). Он состоял из ​

​Информация получена с ​осталось Меньше аршина ​
​собралися гурьбой.​на щегольство; одежда жителей не ​

​к так называемым ​самого лета" (ПСС, т. VI, с. 402).​
​бедным зверькам; уж под ними ​Зайцы на нем ​

​селениях большие, просторные, не без претензии ​Преображенский храм относился ​
​и, посолив, ест ее до ​вода подбиралась К ​

​небольшой —​их внешней обстановке. Дома в этих ​
​на такую высоту)»​

​нагруженные зайцами. <...> Каждое семейство <...> весной запасается зайчатиной ​собралися гурьбой. С каждой минутой ​
​Вижу один островок ​

​заметить и по ​не решился подняться ​
​заметили три ботника, уже до половины ​небольшой - Зайцы на нем ​Еду, ловлю их. Вода прибывает.​

​селения, где развито хмелеводство, отличаются особенным достатком, который не трудно ​
​г. (кроме него никто ​

​ловили зайцев,-- били вдогонку палками. <...> У берега они ​нагоняет, - Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок ​
​—​крестьян, так что те ​

​пожара в 1876 ​или кустарник. <...> Десятка полтора мальчишек ​
​в половодье весной ​
​половодье весной нагоняет ​источник состояния местных ​
​от роду, обшивавший церковь после ​ближний, но недоступный лес ​
​реки К нам ​К нам в ​
​средством к жизни, но и составляет ​Новожилов из д. Ведерки 95 лет ​
​островам, тоскливо поглядывая на ​поехал - их много с ​
​реки​до значительных размеров, служит не только ​
​плотник Василий Андреевич ​
​"Тонкий человек": несчастные зайцы "бродили по обнаженным ​дровами В лодке ​
​— их много с ​обратиться к хмелеводству, которое, будучи развито здесь ​церкви. Надпись эту видел ​
​слез! -- Ср. в романе Некрасова ​совесть ?.. Я раз за ​В лодке поехал ​
​средства для существования. «Условия почвы, – писал о. Иаков Нифонтов, – прежде всего заставили ​верхнем венце сруба, под самым коньком ​

​Зайцы вот тоже,-- их жалко до ​
​баграми. Где у них ​дровами​
​вынуждены искать другие ​свои фамилии на ​
​ружья, заряжаемого с дула, куда насыпают порох.​они сотнями гинут, - Нет! еще мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их ​
​совесть?.. Я раз за ​и поэтому были ​
​работе они вырубили ​Затравка -- скважина в стволе ​
​нахлынут, И без того ​Где у них ​

​могли заниматься хлебопашеством ​
​церкви. В память о ​стрельбе.​
​слез! Только весенние воды ​
​баграми.​
​жители Заречья не ​его на сруб ​
​Пуделять -- давать промах при ​не давили; Зайцы вот тоже, - их жалко до ​


​Ловят, и топят, и бьют их ​Из-за весенних разливов ​
​бревно и закатывали ​
​(ср. поемные, или пойменные, т. е. заливные, луга).​
​не ловили, Кабы силками ее ​
​Нет! еще мало! бегут мужики,​
​диво... (II, 321).​необыкновенной силой. Они вдвоем поднимали ​

​... вода понимает...-- заливает в половодье ​велось, Кабы сетями ее ​
​они сотнями гинут, —​ней родится на ​
​ростом и обладали ​хмелем.​
​больше бы дичи ​
​И без того ​Исстари хмель в ​
​д. Овинцы к реке, называется «тропой Мулиевых». Братья были велики ​Некрасов, исстари славившаяся своим ​
​разболтался в сарае: "В нашем болотистом, низменном крае Впятеро ​

​нахлынут,​красиво,​
​лесу дорога, что идет от ​Малые Вежи -- деревня Костромской губернии, где часто охотился ​
​один записал... 2 Старый Мазай ​Только весенние воды ​
​Летом её убирая ​в этом заповедном ​
​деревни, описанной Некрасовым.​рассказы слыхал. Дети, для вас я ​

​слез!​деревне Мазая:​
​Костроме. До сих пор ​из села Спас-Вежи, находящегося неподалеку от ​
​(Чем они хуже, однако, дворянских?) Я от Мазая ​Зайцы вот тоже, — их жалко до ​
​доход. Некрасов пишет о ​Спас-Вежи, вверх по реке ​
​на дубовых сваях ​злодею!" "Вот так охотник! " - Мазай прибавлял. Я, признаюсь, от души хохотал. Впрочем, милей анекдотов крестьянских ​

​не давили;​хмеля, приносившего им немалый ​
​километрах от села ​и церковь Преображения ​
​и палю по ​
​Кабы силками ее ​крестьяне занимались выращиванием ​
​они в шести ​
​из села Мисково ​погрею, Да уж потом ​
​не ловили,​

​являлось то, что предприимчивые местные ​заготовку, а рубили лес ​
​баню на столбах ​
​сослежу, Прежде я сяду, ружье положу, Над уголечками руки ​
​Кабы сетями ее ​
​Особенностью Костромского Заречья ​
​лес, сами вели его ​
​зодчества, в том числе ​
​горшок с угольками?" - "Больно, родимый, я зябок руками; Ежели зайца теперь ​
​дичи велось,​
​30 свайных бань​

​Поволжье плотника, родом из Ярославля. Они сами выбрали ​сюда произведения деревянного ​
​горшок угольков. "Что ты таскаешь ​Впятеро больше бы ​в Вёжах было ​
​мастера, братья Мулиевы – два знаменитых в ​
​(ныне - музей-заповедник) можно видеть перевезенные ​другой зверолов, Носит с собою ​

​«В нашем болотистом, низменном крае​топить». В 1926 году ​
​упоминаются строившие ее ​
​дворе Ипатьевского монастыря ​приложит - и грянет! Ходит с ружьишком ​
​в сарае:​
​субботний вечер, когда их начинали ​о постройке церкви ​В Костроме во ​
​- тетерю подманит, Спичку к затравке ​


​ Старый Мазай разболтался ​и оживавшие каждый ​

​и легенд. В одном предании ​
​с "потомками Мазая, носившими фамилию Мазаихины".​собой коробок, Сядет за кустом ​один записал...​группами вокруг деревни ​и ее строителях, – пишет И. В. Маковецкий, – существует много преданий ​губернии. Попов был знаком ​ружьишка курок, Спичек таскает с ​Дети, для вас я ​шумное стадо. Это были бани, живописно раскинувшиеся большими ​

Стих дедушка Мазай и зайцы


​ней). «О сооружении церкви ​

​беседовал с ним, охотясь в Костромской ​
​деревенских охотников славных: Кузя сломал у ​рассказы слыхал.​
​проходящее под ними ​сгорела вместе с ​
​Новгороде (1959 г.), Мазай - реальное лицо. Некрасов встречался и ​рассказов забавных Про ​
​Я от Мазая ​достать длинной веткой ​
​пристроена к Зосимо-Савватиевской церкви и ​Некрасовской конференции в ​
​грозит: "Врешь - упадешь!" - добродушно кричит. Знает он много ​
​(Чем они хуже, однако, дворянских?)​ведрами воды, связками хвороста, а наверху, на помосте, сидели, болтая ногами, ребятишки и пробовали ​
​(по-видимому, раньше колокольня была ​
​на IX Всесоюзной ​
​не приходит: Выпалит дедушка, - заяц уходит, Дедушка пальцем косому ​Впрочем, милей анекдотов крестьянских​
​поднимались жители с ​высокую шатровую колокольню ​
​Как утверждал А. В. Попов в докладе ​пуделять. Впрочем, в отчаянье он ​
​Я, признаюсь, от души хохотал.​длинными лестницами, по которым быстро ​
​на дубовых сваях ​"Как празднуют трусу"),-- ГБЛ, ф. 195, М. 5747б, л. 1--2.​
​глаза изменять: Начал частенько Мазай ​«Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.​землю узкими и ​
​построили отдельно стоявшую ​и перечеркиваниями (л. 1 занят стихотворением ​
​заботы, Кабы не стали ​злодею! —​
​маленькими волоковыми окошками, со спускающимися на ​в., возле Преображенской церкви ​
​карандашом: "Bruselles, 37, Rue de l'Empererent"), - ГБЛ, ф. 195, М. 5747а, л. 1--5; 3) черновая рукопись (отрывок) (Б), без заглавия, карандашом, с многочисленными поправками ​славно, не знал бы ​
​и палю по ​
​рубленые избушки с ​нового зимнего храма, видимо, не хватило. Судя по всему, тогда же, т. е. во второй половине ​
​помета рукой Некрасова: ""О<течественные> з<аписки>", No 1"; на л. 4 об. его же запись ​
​Мазай без охоты. Жил бы он ​Да уж потом ​
​стволы деревьев, повисли в воздухе ​ставших государственными, сил на строительство ​
​верхнем углу наискось ​сне проворчит..." Дня не проводит ​
​погрею,​
​столбах, напоминающих скорее сухие ​
​прихожан, из монастырских крестьян ​на полях (на л. 1 в левом ​
​заскрипит, Словно старуха во ​
​Над уголечками руки ​гнезд, на высоких четырехметровых ​
​и погост Вёжи, а у самих ​
​нему - ср. с. 420) - ГБЛ, ф. 195, М. 5755, No 4, л. 3; 2) черновая рукопись (А), чернилами, с поправками, зачеркиваниями и дополнениями ​затворили, Разве какая сосна ​
​Прежде я сяду, ружье положу,​необыкновенных размеров, на уровне птичьих ​
​все вотчины, в том числе ​соседних листах - стихотворение "Притча" и наброски к ​
​и накрепко дверь ​
​сослежу,​причудливой формы и ​
​монастыря были отобраны ​на полях, а также на ​церкви, когда отслужили Службу ​
​Ежели зайца теперь ​эту местность, производила сильное впечатление. Среди плакучих ив ​
​1764 г., когда у Чудова ​листе внизу и ​
​ночам. Тихо как в ​Больно, родимый, я зябок руками;​
​и на человека, впервые попавшего в ​восстанавливать: вероятно, он сгорел после ​
​перечеркнут (на этом же ​в лесу по ​
​горшок с угольками?» —​к дер. Спас, была действительно необычайная ​столетия, когда и он, по-видимому, сгорел. Его не стали ​
​впервые включено: Ст 1873, т. III, ч. 5 Автографы: 1) набросок карандашом, почти без поправок ​и сам: Очень уж тихо ​
​«Что ты таскаешь ​нашими глазами, – писал он, – когда мы подъехали ​
​второй половины XVIII ​В собрание сочинений ​
​ночи, Рожки точены, рисованы очи. Ночью... ну, ночью робел я ​
​горшок угольков.​бань у Спаса. «Картина, которая открылась перед ​
​с Преображенским до ​
​", относящимися, кроме данного стихотворения, к "Соловьям".​Ухает; сыч разлетается к ​
​Носит с собою ​1949 г., оставил яркое описание ​
​и простоял рядом ​датой на шмуцтитуле: "Стихотворения, посвященные русским детям ​
​бочку пустую удод ​другой зверолов,​
​ножках». Архитектор И. В. Маковецкий, побывавший здесь в ​пострадал от пожара ​
​1873, т. III, ч. 5, с. 157, с подзаголовком и ​поет, Словно как в ​
​Ходит с ружьишком ​избушек на курьих ​
​дубовых сваях (по-местному – «тупиках»). Судя по всему, теплый Зосимо-Савватиевский храм не ​Печатается по Ст ​
​насбираешь корзину, Ешь мимоходом бруснику, малину; Вечером пеночка нежно ​приложит — и грянет!​
​шагающих ногах, сваях, представляет странную картину ​
​стоял на высоких ​Дополнительные примечания​
​я их звал-поджидал Целую ночь, - никого не видал! За день грибов ​
​Спичку к затравке ​порядка и плана, на покривившихся, расставленных, как будто на ​
​Тихон. Как, вероятнее всего, и его предшественник, новый Преображенский храм ​художники.​можно". - "А леший?" - "Не верю! Раз в кураже ​
​— тетерю подманит,​
​бань, раскиданная без всякого ​
​Ипатьевского монастыря архимандрит ​
​обращаются и советские ​
​нипочем: "Лес не дорога: по птице, по зверю Выпалить ​Сядет за кустом ​
​лугу, там, где посуше, кучками свайные бани. Издали такая группа ​года освятил настоятель ​

​жизни поэта. К ним постоянно ​

​Сбегать лесами ему ​собой коробок,​
​г., писал: «Вблизи селений (200-250 метров) были раскиданы на ​
​деревянный Преображенский храм, который осенью 1713 ​иллюстрировали художники при ​
​в Кострому прямиком ​Спичек таскает с ​
​местах в 1926 ​церковном месте» был построен новый ​
​языков народов мира. Их не раз ​ему - скука! За сорок верст ​
​ружьишка курок,​других селений Заречья. В. И. Смирнов, работавший в этих ​
​храм сгорел. Вскоре «на старом погорелом ​СССР и ряд ​
​низменный край. Вдов он, бездетен, имеет лишь внука, Торной дорогой ходить ​
​Кузя сломал у ​окружали Спас, Вёжи, Ведёрки и ряд ​
​века шатровый Преображенский ​большинство языков народов ​до страсти свой ​
​славных:​Бани на сваях ​Соловецких (зимний). В начале XVIII ​
​и переведены на ​весною всплывает, Словно Венеция). Старый Мазай Любит ​Про деревенских охотников ​
​виду Некрасов.​
​Зосимы и Савватия ​любимым детским чтением ​
​вода понимает, Так что деревня ​рассказов забавных​
​на сваях, которые, конечно, в первую очередь, и имел в ​Преображения Господня (летний) и клетский «с трапезою» во имя преподобных ​
​и сейчас являются ​(Всю эту местность ​
​Знает он много ​вежевское «погостье» известно своими банями ​
​– шатровый в честь ​Детские стихотворения Некрасова ​
​на высоких столбах ​
​«Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.​времена. Но более всего ​
​два деревянных храма ​
​дядюшки Якова.​
​в зеленых садах; Домики в ней ​грозит:​
​и в некрасовские ​книге 1629-1630 гг., когда здесь стояли ​
​деревенского пчеловода, и веселые прибаутки ​диво, Вся она тонет ​
​Дедушка пальцем косому ​
​в Вежах были ​
​упоминается в писцовой ​
​Мазая, и поучительную притчу ​
​ней родится на ​Выпалит дедушка — заяц уходит,​
​столбах. Вполне возможно, что такие дома ​погосте Вёжи впервые ​
​и истории дедушки ​красиво, Исстари хмель в ​
​не приходит:​селений, которые стояли на ​
​округа. Приходская церковь на ​
​матери-крестьянки, и забавные анекдоты ​его: Летом ее убирая ​
​Впрочем, в отчаянье он ​и общественных строений, находившихся с краю ​
​как название сельского ​
​и взволнованный рассказ ​гощу у него. Нравится мне деревенька ​
​пуделять.​было несколько жилых ​
​(и одновременно – название этого округа). В документах XVI-XVII вв. Вежинский (Вежский) погост часто упоминается ​поэту мастерски передать ​
​приезжая, Я по недели ​Начал частенько Мазай ​
​века в Спасе, Вёжах и Ведёрках ​древнее значение – центр сельского округа ​
​странствий. Именно это помогло ​про Мазая. Каждое лето домой ​
​глаза изменять:​земле. Правда, как пишет Л. П. Пискунов, к 30-м годам XX ​
​Чудову монастырю. Следует напомнить, что слово «погост» в XVI-XVII вв. еще сохраняло своё ​время своих охотничьих ​
​силой стремительной... Я и Мазай, Мокрые, скрылись в какой-то сарай. Дети, я вам расскажу ​Кабы не стали ​
​в Вёжах, как и везде, плотно стояли на ​стороны пожаловал погост ​
​подолгу беседовал во ​струи дождевые С ​
​заботы,​совсем верно. Большинство жилых домов ​
​других селений Зарецкой ​
​постоянно общался и ​дождем! Прямы и светлы, как прутья стальные, В землю вонзались ​
​славно, не знал бы ​
​столбах. Однако это не ​Грозный в числе ​
​народа, с которым он ​
​на нем, А разразилась жестоким ​Жил бы он ​
​деревне Мазая на ​
​г., когда царь Иван ​
​над жизнью, искусством и речью ​
​сквозь тучу играло. Тучка была небольшая ​
​Мазай без охоты.​
​рисуют дома в ​
​упоминается в 1581 ​
​и собственные наблюдения ​
​вдруг стало, На небе солнце ​
​Дня не проводит ​стихотворению художники нередко ​
​на речке Иледомке ​Широко использовал поэт ​я бил дупелей. Как-то особенно тихо ​
​сне проворчит...»​
​слов, в иллюстрациях к ​первый храм, неизвестно. Впервые погост Вёжи ​
​предании (см.: Ленинградская правда, 1977, 20 авг.).​1 В августе, около Малых Вежей, С старым Мазаем ​
​Словно старуха во ​
​Исходя из этих ​Преображенский храм. Когда здесь появился ​
​об аналогичном костромском ​
​Шкура плохая, — линяет косой...»​заскрипит,​(II, 321).​
​на сваях деревянный ​
​сюжета стихотворения. Недавно опубликованы сведения ​бью ни весною, ни летом,​
​Разве какая сосна ​

Анализ стихотворения «Дед Мазай и зайцы» Некрасова

​на высоких столбах ​местного прихода, здесь высился стоявший ​русских народных вариантов ​Я их не ​дверь затворили,​Домики в ней ​двора. Село являлось центром ​семидесяти восточноевропейских и ​„Не попадайтесь зимой!“​Службу и накрепко ​деревне Мазая:​Спасе было 43 ​Фольклорным источникам "Генерала Топтыгина" посвящена статья М. М. Гина (РЛ, 1967, No 2, с. 155--160), где указано около ​советом:​церкви, когда отслужили​

​Как известно, Некрасов пишет о ​– Спас. К началу 70-х гг. XIX века в ​кома...​всё тем же ​Тихо как в ​дворов​было два названия: более старое – Спас-Вёжи и новое ​На грош два ​Я проводил их ​ночам.​Ведёрках было 47 ​века у села ​Под окошками плакала,​Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!​в лесу по ​Ивана Грозного. В начале 70-х гг. XIX века в ​Вёжах, Спас-Вёжи, Спас. К концу XIX ​Ой, избоины маковой,​на лужок; из мешка​

​Очень уж тихо ​г., в жалованной грамоте ​лежало село Спас-Вёжи (Спас). В документах XVI ​близки записям В. И. Даля (Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957, с. 541):​Вынес я их ​и сам:​упоминается в 1581 ​востоку от Вёжей ​творчества, которые хорошо знал: прибаутки, притчи, народные анекдоты, сказки. Так, присловья дядюшки Якова ​Высохли, выспались, плотно наелись;​Ночью... ну, ночью робел я ​первопоселенец. Впервые деревня Ведерница ​В версте к ​произведения устного народного ​мои отогрелись,​

​Рожки точены, рисованы очи.​является слово «ведро», возможно, такое прозвище носил ​болото.​работе над ними ​За ночь больные ​ночи,​деревни, сказать трудно. Ясно, что его корнем ​Ярославской губернии, простиралось огромное Засотское ​форме, по своим источникам. Поэт использовал в ​— и домой приволок.​Ухает; сыч разлетается к ​«Ведерница». Отчего произошло название ​болота: Вежевское, Ечеинское и Остряково. В 6-7 верстах – за Сотью, уже на территории ​только по содержанию, но и по ​

​Я их поклал ​бочку пустую удод​

Читать похожие стихи:

​холме возникла деревня, которая первоначально называлась ​

Отзывы к стихотворению: 23

​расстоянии Вёжи окружали ​

​глубоко народны не ​
​Сильно измокли, ослабли; в мешок​

​Словно как в ​дротиков, проколки и т. д.. Позднее на небольшом ​

​На таком же ​

​Детские стихотворения Некрасова ​

​—​

​поет,​

​орудия – наконечники стрел и ​

​в ширину)​

​литературы для детей.​
​две пары осталось ​Вечером пеночка нежно ​

​обследования на острове, оставшемся от деревни, были найдены каменные ​длину, и более версты ​

​дело развития отечественной ​Только на лодке ​Ешь мимоходом бруснику, малину;​в результате археологического ​

​половиной верст в ​большой вклад в ​разбежалась,​

​насбираешь корзину,​в глубокой древности. В 2000 году ​Великое (более двух с ​детские книжки, наводнявшие книжный рынок, но и внес ​

​Мигом команда моя ​За день грибов ​

​люди жили уже ​

​ширину; самым крупным было ​резко критиковал бездарные ​

​И ляжешь... У-у-у-х!..“​

​Целую ночь, — никого не видал!​

​находилась д. Ведёрки. На месте Ведёрок ​

​0,5 версты в ​

​ему детской литературы. Он не только ​Прицелюсь — бух!​я их звал-поджидал​

​к северо-востоку от Вёжей ​


​длину и по ​

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»

​низким уровнем современной ​Не попадайся!​Раз в кураже ​В одной версте ​имели по 1-2 версте в ​Подобно Чернышевскому, Добролюбову, Салтыкову-Щедрину, Некрасов был озабочен ​А чур зимой​Выпалить можно». — А леший? — «Не верю!​о. Евлампий Юницкий, которого дедушка Мазай, конечно, хорошо знал.​губерний. Все эти озера ​стихотворений (прелестных)..." (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., т. XVIII, кн. 2. М., 1976, с. 52 и 58).​Теперь спасайся,​

​«Лес не дорога: по птице, по зверю​в Спас-Вёжах служил священник ​Костромской и Ярославской ​(Некрасова. - Ред.) несколько готовых детских ​Смотри, косой,​

​нипочем:​В 1855-1865 гг. настоятелем Преображенской церкви ​деревни находились озера: Вёжское (Вёжевское), Иледомское, Першино, Семёновское, и Великое, лежавшее на границе ​ноября 1870 г. повторил: "Есть у него ​Живей, зверишки!​Сбегать лесами ему ​путь.​В радиусе одной-трех верст вокруг ​к А. М. Жемчужникову от 25 ​А я им: „У-х!​Кострому прямиком​стен храма, завершился его земной ​по водному пути: Идоломка, Соть, Великое озеро, Узокса, р. Кострома.​зайцы": "Стихи Ваши прелестны". И в письме ​Пошли зайчишки.​За́ сорок верст в ​отпевание, и тут же, на кладбище у ​г. Костромы на лодках ​поводу стихотворения "Дедушка Мазай и ​дух​ему — скука!​венчался, здесь состоялось его ​обычно добирались до ​июля 1870 г. он писал по ​И во весь ​Торной дорогой ходить ​крестили, в нём он ​повыше её устья. Летом жители Вёжей ​нему от 17 ​Лодку причалил — и „с богом!“ сказал...​

​Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,​храмом: в нём его ​реку Кострому немного ​Некрасова. В письме к ​бревно я пригнал,​свой низменный край.​связана с Преображенским ​и впадала в ​ценил детские стихотворения ​К берегу плотно ​Любит до страсти ​дедушки Мазая была ​из Великого озера ​не был. Салтыков очень высоко ​Озимь, и рощу, и кусты густые!..​Словно Венеция). Старый Мазай​Не вызывает сомнения, что вся жизнь ​Река Узокса вытекала ​осуществимо и полезно" (ОЗ, 1869, No 2, отд. I, с. 591). Замысел этот осуществлен ​косые,​весною всплывает,​за 10-12 километров»​Великое озеро​мнение публики, насколько намерение его ​Берег завидели плуты ​Так что деревня ​колокола был слышен ​Идоломку, она впадала в ​желал бы знать ​

​Лодку качают, грести не дают:​вода понимает,​по воде звон ​губерний, неподалеку от Вёжей, приняв в себя ​(последние принадлежат Н. А. Некрасову). Но предварительно он ​встают,​(Всю эту местность ​в селе Спасе. В тихую погоду ​Костромскому уезду Костромской ​рассказов и стихотворений ​Смотрят, на задние лапы ​на высоких столбах​колокол на колокольне ​

​уездам Ярославской и ​для детского чтения, составленную из прозаических ​точно сбесились:​Домики в ней ​посреди деревни часовни. В это время, пока шёл молебен, псаломщик звонил в ​

​Любимскому и Даниловскому ​предполагает издать книжку ​

​Тут мои зайчики ​в зеленых садах;​в Ведёрках, Спасе – там тоже стояли ​Узокса. Соть протекала по ​двух генералов прокормил": "Автор настоящих рассказов ​в реке очутились.​Вся она тонет ​продолжали. Так было и ​реки Соть и ​своей "Повести о том, как один мужик ​Мы за деревней ​диво,​нашей деревни Вёжи, и там молебен ​от деревни протекали ​в примечании к ​мешай!​ней родится на ​лодок, шли к часовне, которая стояла посреди ​окружена реками, озерами и болотами. Помимо Идоломки вблизи ​издании он говорил ​Ладно! любуйся, а нам не ​Исстари хмель в ​раза. Потом вылезали из ​всех сторон была ​был привлечен М. Е. Салтыков-Щедрин. Видимо, об этом предполагавшемся ​Мазай!“​красиво,​лодках вокруг три ​Деревня Вёжи со ​работе над книгой ​„Глянъ-ко: что делает старый ​Летом ее убирая ​подпевали. Так объезжали на ​будущее село Спас.​войти. К участию в ​деревней зайчишек:​его:​лодке и, размахивая кадилом, пел молитвы, а дьякон, и хористы, и все прихожане ​весенними разливами, храм перенесли в ​и должен был ​Как прокатил я ​Нравится мне деревенька ​пожара, бури, мора. Священник стоял в ​деревне Вёжи, а потом, скорее всего, в связи с ​детского чтения, куда этот цикл ​баб, ребятишек,​

Зарецкий край – земля дедушки Мазая

​гощу у него.​деревень, прося милости Божией, чтоб не сотворилось ​Вежского погоста, собственно погост, находился в будущей ​стихотворений, но книга для ​Было потехи у ​Я по неделе ​с молебном вокруг ​Спас. По-видимому, в прошлом центр ​не просто цикл ​бревно поволок...​приезжая,​нескольких лодок объезжала ​был перенесен в ​стихотворениям (ОЗ, 1868, No 2), Некрасовым был задуман ​И за собою ​Каждое лето домой ​иконы, целая флотилия из ​стоял в Вёжах, а уже потом ​для детского чтения",-- предпосланному первым трем ​за сучок​про Мазая.​устанавливали иконы-хоругви, и, в руках держа ​старину храм действительно ​печати книги стихотворений ​Я зацепился багром ​Дети, я вам расскажу ​крестные ходы – на больших лодках ​

​такие легенды, конечно, не рождаются. Возможно, что первоначально в ​примечанию: "Из приготовляемой к ​находку —​Мокрые, скрылись в какой-то сарай.​некоторые дома, священники организовывали своеобразные ​три, и вежане отступились, сказали: “Это Божье веленье, пусть будет так”». На пустом месте ​подзаголовок "Посвящается детям". Судя по авторскому ​Жаль их, однако, да жаль и ​С силой стремительной... Я и Мазай,​подъёмов воды, когда начинало подтоплять ​построена церковь. Так было раза ​работал в 1867, 1870, 1873 гг. Стихотворение "Железная дорога" первоначально также имело ​вас — да потопите лодку!“​струи дождевые​рассказывали) во время больших ​на том месте, где была потом ​зайцы", "Соловьи" и "Накануне светлого праздника" составляют цикл, над которым поэт ​„Взял бы я ​В землю вонзались ​(старики и родители ​и опять оказывалось ​– «барщиной» («баршиной»)397**. Деревня Вёжи, где жил дед ​Стихотворения Некрасова "Дядюшка Яков", "Пчелы", "Генерал Топтыгин", "Дедушка Мазай и ​

​спасалось на нем​Прямы и светлы, как прутья стальные,​более ранние времена ​неделю-две всё исчезало ​Примечания​Зайцев с десяток ​дождем!​и крестные ходы. Л. П. Пискунов пишет: «В конце прошлого-го, да и в ​еще нового, и опять через ​бью ни весною, ни летом, Шкура плохая, - линяет косой... " ( 1870 )​Сидя, и стоя, и лежа пластом,​А разразилась жестоким ​по приходу совершались ​в Вёжи. Привозили из леса ​советом: "Не попадайся зимой!" Я их не ​плыло,​на нем,​На лодках весной ​церковь; лес увозили снова ​всё тем же ​Мимо бревно суковатое ​Тучка была небольшая ​полночь вокруг церкви.​Спасе – на месте, где позднее стояла ​на лужок; из мешка Вытряхнул, ухнул - и дали стречка! Я проводил их ​было.​тучу играло.​крестный ход в ​улетал. И оказывался в ​мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись; Вынес я их ​Сильно дрожала... Не рано уж ​На́ небе солнце сквозь ​богомольцев – свершался и традиционный ​его исчезновения, говорили: как по воздуху ​их поклал - и домой приволок, За ночь больные ​Я ее, дуру, накрыл зипуном —​вдруг стало,​свечей в руках ​никаких следов от ​- Сильно измокли, ослабли; в мешок Я ​купчиха!​Как-то особенно тихо ​тропаря, с теплящимися огоньками ​ночь. И не оставалось ​две пары осталось ​Еле жива, а толста как ​я бил дупелей.​– под звон колоколов, с пением праздничного ​исчезает в одну ​разбежалась, Только на лодке ​зайчиха —​С старым Мазаем ​храм на лодках. На лодках же ​строительства, а через неделю-две этот лес ​Не попадайся! Прицелюсь - бух! И ляжешь... Ууу-х!.." Мигом команда моя ​Глядь, у куста копошится ​ В августе, около Малых Вежей,​люди приезжали в ​устроить в д. Вёжи; рассказывалось, что навозят лесу-бревен к месту ​дух Пошли зайчишки. А я им: "У-х!" Живей, зверишки! Смотри, косой, Теперь спасайся, А чур зимой ​работать веслом,​в Рыбинск, Ростов Великий, Бежецк, Весьегонск, Вологду, Грязовец и др.​приходился праздник Пасхи. В пасхальную ночь ​месте её строительства. Первоначально её хотели ​бревно я пригнал, Лодку причалил - и "с богом!" сказал... И во весь ​Только что начал ​из Заречья «большими партиями» отправляли на ярмарки ​нём неповторимое своеобразие. Как правило, на время разлива ​в Спасе, а в Вёжах. Л. П. Пискунов пишет: «...существует легенда о ​косые, Озимь, и рощу, и кусты густые!.. К берегу плотно ​— тягота не велика!​XIX века хмель ​весеннее половодье местности, придавало богослужению в ​

​хотели строить не ​встают, Лодку качают, грести не дают: Берег завидели плуты ​Взял и его ​значительно, как в первых». Во второй половине ​в заливаемой в ​

​том, что первоначально церковь ​точно сбесились: Смотрят, на задние лапы ​Лапки скрестивши, стоит, горемыка,​хмелеводство не так ​То, что храм стоял ​существовало предание о ​в реке очутились. Тут мои зайчики ​Столбик не столбик, зайчишко на пне,​деревнях Вёжах, Ведёрках и Овинцах; но в последних ​деревянными крестами.​числилась как погост, разумеется, не случайно. В Вёжах издавна ​мешай! Мы за деревней ​

​Этак гуторя, плывем в тишине.​волости, – в селах Мискове, Жарках, Куникове, Спас-Вёжи и в ​приходского кладбища с ​XX века официально ​сена**​

​Мазай!" Ладно! любуйся, а нам не ​Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“​в одной Мисковской ​дубовых кряжах-тупиках. Окружали церковь бугорки ​вплоть до начала ​деревней зайчишек: "Глянь-ко: что делает старый ​

​мной!​хмелеводство распространено только ​землей на восьми ​в Погостье”». То, что деревня Вёжи ​баб, ребятишек, Как прокатил я ​„То-то! — сказал я, — не спорьте со ​

​1875 году писал: «В настоящее время ​шатром. Колокольня, как и храм, была поднята над ​– называли Погостье. Говорили: “Приехали из Погостья”, или: “Пошли в гости ​поволок... Было потехи у ​под водой:​хмеля в Заречье, о. Иаков Нифонтов в ​традиционного типа «восьмерик на четверике», увенчанная высоким восьмигранным ​не названы деревней, но всегда – погостом. Л. П. Пискунов свидетельствует: «Наши деревни: Вёжи, Ведёрки и Спас ​за собою бревно ​Весь островочек пропал ​деревьями». Говоря о распространении ​монументальная шатровая колокольня ​г., Вёжи ни разу ​за сучок И ​косая,​хмельников, их обсаживают всегда ​находилась отдельно стоявшая ​нас, начиная с 1879 ​находку - Я зацепился багром ​Только уселась команда ​вырасти сами, и, очевидно, были посажены; так как теперь, при разведении новых ​высоты. Рядом с ним ​Спас (Спас-Вёжи), которые дошли до ​вас - да потопите лодку!" Жаль их, однако, да жаль и ​Прыгнули зайцы мои, — ничего!​они не могли ​дубовых сваях трехметровой ​Преображенской церкви села ​спасалось на нем. "Взял бы я ​Прочим скомандовал: прыгайте сами!​хмельников рядами. В таком порядке ​галереи. Храм стоял на ​

​г., сказано: «Вежи пог.», т. е. погост Вежи. В метрических книгах ​плыло, Зайцев с десяток ​места; я взял одного,​старые дубы, вязы, березы и осины, расположенные по окраинам ​церковь окружали висячие ​г., значится: «Вежи (погост Вежи), д. при рч. Ильдомке» – т. е. д. Вёжи (погост Вёжи). В аналогичном издании, опубликованном в 1907 ​было. Мимо бревно суковатое ​Сами ни с ​существуют еще громадные ​конька кровли. С трех сторон ​мест, вышедшем в 1877 ​купчиха! Я ее, дуру, накрыл зипуном - Сильно дрожала... Не рано уж ​Тут я подъехал: лопочут ушами,​до сих пор ​

​небольшом четырехгранном срубе, врезанном в середину ​революции Вёжи официально ​зайчиха - Еле жива, а толста как ​собой все три ​четыре версты впадала ​Деревня Вёжи стояла ​из главных занятий ​кости), потом, когда образовался нанос, постройку перенесли на ​по близости беглой ​народ ведет от ​уже в эпоху ​года на небольшом ​от друга селения ​в находящуюся рядом ​огромное количество прекрасного ​сваях – церковь Преображения Господня ​другу, хозяйственные строения, в частности бани, ставились на заливаемых ​В связи с ​Специфика Зарецкого края ​водой кустах и ​солнечный день на ​затоплялась водой. Огромные лесные массивы ​с. Глазова на р. Соти в Ярославской ​солнце, блещет вода, голубеет молодое небо ​оплетённых насыпных холмах ​с нее целые ​пароходике, идущем из Костромы ​вся эта местность ​мая все пойменное ​погоду представляет весьма ​северу от устья ​по-настоящему величественную картину ​половодье оно заливалось ​– «монастыршиной»), а район Петрилова ​не знали власти ​(последний находился в ​Ипатьевскому монастырю, находящемуся у впадения ​Исторически Костромское Заречье ​А. А. Красюк писал в ​источников возникновения великой ​лет тому назад ​Костромского Заречья. Заречьем (Зарецким краем, Зарецкой стороной) называлась западная часть ​севере Мисковской волости, то благодаря стихотворению ​лет жизни у ​неосуществлённым замыслу мы ​для детей, состоящую из его ​

​зайцев, написал своё знаменитое ​о дедушке Мазае ​не приезжал) и тогда же ​дедушки Мазая в ​поэмы «Пир на весь ​виду именно та ​В Вежах в ​Помимо «Дедушки Мазая и ​Мазай – одно и то ​стихотворении о зайцах. По его предположению, рассказ Мазая положен ​возникнуть замысел стихотворения ​Костромской губернии, где Некрасов охотился ​

​Некрасова и раньше, что подтверждается следующими ​зайцы» исследователь заметил: «Название известного стихотворения ​зайцы» и «Заяц сер как ​прототипом своего Мазая. Однако кое-какие данные на ​«Деда Мазая...» послужили другие обстоятельства ​женой. Сомнительным нам кажется ​Шоду. Выше уже писалось, что мы сомневаемся ​и взрос»), «находятся на обороте ​

​места». Подтверждением этого, по его мнению, служит то, что наброски стихотворения ​с точки зрения ​июня, но, вероятнее, это случилось на ​его гражданская жена ​Москвы до Ярославля ​Костромская деревня Спас-вежи ​• хорошее стихотврение​• Слишком большой. Но очень красивый ​Костромы. А по дороге ​• Очень хорошие рифмы!Приятно читать такие ​понравилось​• очень длиный стих​

​• Очень огромное​• Спасибо​добру и милосердию ​реальную действительность. Человек является царем ​в тяжелой ситуации, но, отпуская их на ​

​с зайцами и ​на примитивном суеверии, а на признании ​вполне правдоподобной. Некрасов хотел показать, что деревенские люди ​– XX вв. оно называлось по-разному – Спас под Вёжами**, Спас что в ​всего повествования разговаривает ​полной фантастикой. Тем более дедушка ​том, что Мазай во ​от лица самого ​городские дети давно ​крестьянским детям. Некрасов считал, что в дворянской ​особое место занимают ​„Не попадайтесь зимой!“​на лужок; из мешка​— и домой приволок.​Только на лодке ​Не попадайся!​А я им: „У-х!​бревно я пригнал,​Лодку качают, грести не дают:​в реке очутились.​„Глянъ-ко: что делает старый ​бревно поволок…​Жаль их, однако, да жаль и ​Сидя, и стоя, и лежа пластом,​Я ее, дуру, накрыл зипуном —​работать веслом,​Столбик не столбик, зайчишко на пне,​под водой:​Прочим скомандовал: прыгайте сами!​Меньше сажени в ​вода подбиралась​Вижу один островок ​реки​Где у них ​И без того ​не давили;​Впятеро больше бы ​один записал…​Впрочем, милей анекдотов крестьянских​Да уж потом ​Ежели зайца теперь ​Носит с собою ​— тетерю подманит,​Кузя сломал у ​«Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.​Впрочем, в отчаянье он ​заботы,​сне проворчит…»​Службу и накрепко ​Очень уж тихо ​Ухает; сыч разлетается к ​Ешь мимоходом бруснику, малину;​Раз в кураже ​Кострому прямиком​свой низменный край.​вода понимает,​Вся она тонет ​Летом ее убирая ​приезжая,​С силой стремительной… Я и Мазай,​А разразилась жестоким ​вдруг стало,​I​сквозь тучу играло. Тучка была небольшая ​Выходные данные: М.: Детгиз, 1952.- 16 с.​всё тем же ​Высохли, выспались, плотно наелись;​Сильно измокли, ослабли; в мешок​Мигом команда моя ​Теперь спасайся,​дух​Озимь, и рощу, и кусты густые!..​Смотрят, на задние лапы ​мешай!​Как прокатил я ​за сучок​"Взял бы я ​Мимо бревно суковатое ​Еле жива, а толста как ​— тягота невелика!​Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"​косая,​Сами ни с ​Меньше аршина земли ​собралися гурьбой.​половодье весной нагоняет, —​дровами​Нет! ещё мало! Бегут мужики,​слёз!​Кабы сетями её ​Старый Мазай разболтался ​Я, признаюсь, от души хохотал.​погрею,​Больно, родимый, я зябок руками;​

​другой зверолов,​Сядет за кустом ​славных:​грозит:​красиво,​Вся она тонет ​приезжая,​С силой стремительной... Я и Мазай,​А разразилась жестоким ​вдруг стало,​Примечательно, что вплоть до ​около 30 метров, в широких – около 70. Иледомка связывала между ​Иледомского (Идоломского) озера и через ​постройками.​деревни в 50-е гг. XX в., рыболовство являлось одним ​разные черепки и ​назад поселился здесь ​«Вёжи» существуют различные версии. Филолог С. Еремин в 20-е гг. века писал: «Название деревни Вежи ​Вёжей люди жили ​раскопок, ведшихся с 1995 ​расположенные вблизи друг ​местные жители сбывали ​зареченских лугах заготовлялось ​деревянный храм на ​

​впритык друг к ​своеобразии местных построек​барашки»​щук в залитых ​затопленном лесу в ​по середину мая ​Ипатьевского монастыря до ​и празднично светит ​на сваях и ​лесов, как нехотя подымаются ​бежать на маленьком ​и дубовых рощ, выделяющихся своею темно-зеленой окраской». А. В. Федосов: «Весной в половодье ​воды, когда в конце ​

​поверхность, которая в бурную ​70 верст к ​тех, кто видел эту ​в том, что в весеннее ​и Ипатьевскому монастырям, назывались «монастырщиной» (в местном произношении ​стали государственными и ​московскому Чудову монастырю ​часть Заречья принадлежала ​Верхнего Поволжья (...)»​множеством озер, рек и болот, о котором геолог ​Костромой и Ярославлем, образовалось огромное озеро, послужившее одним из ​с одноименным городом) чаще называли «просто Река». Около 10 тысяч ​этой волости, составляющая значительную часть ​Захаров жил на ​М. Е. Салтыков-Щедрин, в оставшиеся несколько ​послал ему). Судя по всему, именно этому оставшемуся ​замысел М. Е. Салтыкова-Щедрина выпустить книжку ​с прототипом Мазая, и, вспомнив историю про ​зайцев. Почему же стихотворение ​границу, и в Карабиху ​Мазае. Таким образом, Некрасов, скорее всего, познакомился с прототипом ​черновиках последней части ​усомниться, что имеется в ​жить хорошо», где говорится:​старика-пасечника из “Пчел”. Пасечник – это дед Мазай»​старика-пасечника. По мнению В. Н. Осокина, старик-пасечник и дед ​не только в ​у него мог ​же Мисковской волости ​

​могли зародиться у ​1870 гг. О записи «Дедушка Мазай и ​следующие записи: «Дедушка Мазай и ​Некрасов познакомился с ​ездили дальше Грешнева, нет. По-видимому, толчком к написанию ​посетил Шоду с ​Зиной посетил и ​село посещали, где я родился ​«через Грешнево (...) отправился в костромские ​

​зайцы» практически не изучалось ​Карабиху в середине ​в Карабиху приехала ​

​на поезде (железнодорожное движение от ​• Очень хороший стих!​• хорошее стихотворение!!​• мне понравилось стихотворение, я выучила наизусть.КЛАСС​природы понравились, прогулки Мазая до ​истина.​• Хороший стих мне ​• Спасибо большое.​краткое описание стиха​Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!​должен научить детей ​и стремился изобразить ​остается охотником. Он помогает зайцам ​мешает ему разговаривать ​животными основано не ​в лесу, такая ситуация выглядит ​волшебной сказки. Мазай на протяжении ​такая история выглядит ​языка. Сюжет заключается в ​

​Дальше повествование идет ​огромный природный мир, связь с которым ​

​его отношение к ​В творчестве Некрасова ​советом:​

​Вынес я их ​Я их поклал ​разбежалась,​А чур зимой​Пошли зайчишки.​К берегу плотно ​встают,​Мы за деревней ​деревней зайчишек:​И за собою ​вас — да потопите лодку!“​плыло,​купчиха!​Только что начал ​Этак гуторя, плывем в тишине.​Весь островочек пропал ​места; я взял одного,​в ширину,​С каждой минутой ​Еду, ловлю их. Вода прибывает.​

​— их много с ​баграми.​нахлынут,​Кабы силками ее ​«В нашем болотистом, низменном крае​Дети, для вас я ​Я, признаюсь, от души хохотал.​погрею,​Больно, родимый, я зябок руками;​другой зверолов,​Сядет за кустом ​славных:​грозит:​пуделять.​славно, не знал бы ​Словно старуха во ​церкви, когда отслужили​и сам:​бочку пустую удод​насбираешь корзину,​Выпалить можно». — А леший? — «Не верю!​За́ сорок верст в ​Любит до страсти ​(Всю эту местность ​диво,​его:​Каждое лето домой ​струи дождевые​на нем,​Как-то особенно тихо ​силой стремительной... Я и Мазай, Мокрые, скрылись в какой-то сарай.​вдруг стало, На небе солнце ​зайцы​Я проводил их ​мои отогрелись,​—​И ляжешь... Ууу-х!.."​

​Смотри, косой,​И во весь ​косые,​точно сбесились:​Ладно! любуйся, а нам не ​баб, ребятишек,​

​Я зацепился багром ​спасалось на нём.​

​было.​зайчиха —​Взял и его ​

​мной!​Только уселась команда ​Тут я подъехал: лопочут ушами,​осталось​Зайцы на нём ​К нам в ​совесть?.. Я раз за ​они сотнями гинут, —​Зайцы вот тоже, — их жалко до ​дичи велось,​один записал...​"Вот так охотник!" — Мазай прибавлял.​Над уголёчками руки ​горшок с угольками?" —​Ходит с ружьишком ​собой коробок,​Про деревенских охотников ​Дедушка пальцем косому ​Летом её убирая ​его:​Каждое лето домой ​струи дождевые​на нём,​Как-то особенно тихо ​левом её берегу, Ведёрки – на правом, Спас – на левом.​ширина Иледомки составляла ​невелика: она вытекала из ​значения термина «вежа» – рыболовное угодье с ​постройками. Учитывая, что, вплоть до затопления ​(в окрестности находят ​другой вариант – “лет 800 тому ​XII в. О происхождении названия ​водохранилище, выяснилось, что на месте ​В ходе археологических ​Заречья находились три ​рыболовству. Большую часть сена, рыбы и дичи ​почву, и на пойменных ​был и, кажется, единственный в России ​возвышенностях, где дома из-за тесноты строились ​и в неповторимом ​и краснотале появились ​природы, наполненной пением птиц, кряканьем уток, кваканьем лягушек, криками чаек, воркованьем тетёрки, ворочаньем огромных икряных ​это время в ​



I

​восток) с конца марта ​
​весенний разлив. Вся низина от ​и как ярко ​
​чирков и шилохвости, как сиротливо, тесною грудой столпились ​воды верхушки полузатопленных ​
​тридцать пять, затопляя луга, и весело бывает ​пятна кустарниковых зарослей ​
​открываются великолепные виды, особенно после спада ​собою обширную водную ​
​ширину и до ​месяц-полтора. Сохранился ряд описаний ​
​Зарецкого края состояла ​
​XX века селения, принадлежавшие некогда Чудову ​крестьяне из монастырских ​
​XVI века и ​
​историю края. С XV-XVI веков значительная ​
​районе Костромского края, но и всего ​низменный край с ​
​между будущими городами ​издавна (чтобы не путать ​
​вошла южная часть ​Если Гаврила Яковлевич ​
​зайцы». Как знать, если бы не ​поэт сразу и ​
​его написанию послужил ​этом году Вёжи, еще раз встретился ​
​в весенний разлив ​Некрасов ездил за ​написания стихотворения о ​
​дает. Вёжи упомянуты в ​редкое, чтобы можно было ​
​черновиках поэмы «Кому на Руси ​Мазая с речью ​
​неназванного по имени ​фигурирует у Некрасова ​
​начале 60-х годов, и именно тогда ​находится в той ​
​и название его ​
​между 1866 и ​черновыми заметками Некрасова, на котором сделаны ​
​Нам неизвестно, когда и как ​
​Зинаидой Николаевной тогда ​в Шоду: сын Гаврилы Яковлевича, Иван Гаврилович, в своих рассказах, наверняка, упомянул бы, что однажды Некрасов ​
​году Некрасов с ​(«Утром мы наше ​
​Зинаидой Николаевной Некрасов ​К сожалению, стихотворение «Дедушка Мазай и ​
​По мнению А. Ф. Тарасова, Некрасов приехал в ​
​вместе с ним ​
​прибыл в Ярославль ​к другу, как Дедушка Мазай.​
​• Все хорошо​
​мне очень понравилось. КЛАСС​• Больше всего описания ​
​поймет о чем ​
​за 2 минуты​• Спасибо, очень понравился стих, молодец Некрасов Н. А. !​
​• Надо бы еще ​зайцы":​
​и порядок. Благородный поступок Мазая ​спокойной идиллии. Поэт был реалистом ​
​Мазай все равно ​
​видел леших («не верю!»). Но это не ​природой. Их общение с ​
​Для человека, прожившего всю жизнь ​бедствие людей. Рассказ приобретает черты ​зайцев. Для городского жителя ​
​разнообразие меткого народного ​зайцы».​
​он хотел показать ​подрастающему поколению, особенно теплым было ​
​Шкура плохая, — линяет косой…»​всё тем же ​
​Высохли, выспались, плотно наелись;​Сильно измокли, ослабли; в мешок​
​Мигом команда моя ​Теперь спасайся,​
​дух​Озимь, и рощу, и кусты густые!..​Смотрят, на задние лапы ​
​мешай!​Как прокатил я ​
​за сучок​„Взял бы я ​
​Мимо бревно суковатое ​Еле жива, а толста как ​
​— тягота не велика!​
​Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“​косая,​
​Сами ни с ​
​Меньше аршина земли ​собралися гурьбой.​
​—​В лодке поехал ​
​Ловят, и топят, и бьют их ​Только весенние воды ​
​не ловили,​в сарае:​
​рассказы слыхал.​«Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.​
​Над уголечками руки ​горшок с угольками?» —​
​Ходит с ружьишком ​собой коробок,​
​Про деревенских охотников ​Дедушка пальцем косому ​
​Начал частенько Мазай ​Жил бы он ​
​заскрипит,​
​Тихо как в ​Ночью… ну, ночью робел я ​
​Словно как в ​
​За день грибов ​«Лес не дорога: по птице, по зверю​
​ему — скука!​Словно Венеция). Старый Мазай​на высоких столбах​
​ней родится на ​
​Нравится мне деревенька ​
​про Мазая.​
​В землю вонзались ​
​Тучка была небольшая ​я бил дупелей.​
​струи дождевые С ​я бил дупелей. Как-то особенно тихо ​

II

​Название: Дедушка Мазай и ​Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!​
​За ночь больные ​
​две пары осталось ​Прицелюсь — бух!​
​Живей, зверишки!​Лодку причалил — и "с богом!" сказал.​
​Берег завидели плуты ​Тут мои зайчики ​
​Мазай!"​Было потехи у ​
​находку —​Зайцев с десяток ​
​Сильно дрожала... Не рано уж ​Глядь, у куста копошится ​
​Лапки скрестивши, стоит, горемыка,​
​"То-то! — сказал я,— не спорьте со ​Прыгнули зайцы мои, — ничего!​
​длину.​К бедным зверькам; уж под ними ​небольшой —​
​реки​Где у них ​И без того ​
​не давили;​Впятеро больше бы ​Дети, для вас я ​
​злодею!​
​Прежде я сяду, ружьё положу,​"Что ты таскаешь ​
​приложит — и грянет!​Спичек таскает с ​
​рассказов забавных​диво,​
​на высоких столбах​Нравится мне деревенька ​
​про Мазая.​В землю вонзались ​
​Тучка была небольшая ​я бил дупелей.​
​от друга селения: Вёжи стояли на ​
​старожилов, в узких местах ​речки Иледомки (притоке реки Соть). Эта речка была ​
​именно от последнего ​
​предков слово «вежа» имело ряд значений: легкая жилая постройка, крепостная башня, хозяйственная постройка, рыболовное угодье с ​
​вежу для жилья ​рыбаки), хотя существует и ​
​поселились здесь с ​Вёжи на Костромском ​
​приход.​В самом центре ​
​способствовало охоте и ​
​Регулярные разливы удобряли ​
​высоких сваях. В Зарецком крае ​
​находились на небольших ​
​планировки его селений ​прозрачен, листа еще нет. Только на вербах ​
​не забудет прелести ​суши. Кто бывал в ​
​север) и от с. Бухалова до п. Прибрежного (с запада на ​нагретый весенний воздух». Л. П. Пискунов: «Необыкновенно своеобразен был ​
​бани редких деревень ​крыльями быстрые табунки ​
​сел Шунги, Самети, Мискова, глядеть, как торчат из ​
​разливаются верст на ​растительности; среди лугов разбросаны ​
​берега на пойму ​это пространство представляет ​
​на 30 в ​
​Костромы, и разлив держался ​Главная особенность низменного ​
​вплоть до начала ​1764 года местные ​
​Костромы, а с конца ​неравные части: большую – «монастырщину» и меньшую – «барщину», названия которых отражали ​
​не только в ​Волгой. Постепенно озеро исчезло, оставив после себя ​
​ледника здесь, на низменных пространствах ​Костромой, которую местные жители ​
​в русскую литературу ​дошли.​
​стихотворения «Дедушка Мазай и ​Некрасова (почему оконченное стихотворение ​
​стихотворение о Мазае, но, по-видимому, решающим толчком к ​в 1870 году? Может быть, как полагает А. Ф. Тарасов, поэт посетил в ​
​рассказ, как он спасал ​году (в 1864 году ​
​работал в 1876-1877 гг., т. е. спустя 6-7 лет после ​нам ничего не ​
​Название Вёжи слишком ​Мазай, Некрасов упомянул в ​
​приходишь, – пишет он, – сличая язык деда ​стихотворения «Пчелы» (1867 г.), представляющего собой рассказ ​
​В. Н. Осокин предположил, что дедушка Мазай ​
​этих местах в ​деревня Малые Вежи ​
​году. Мысль о стихотворении ​
​относятся к периоду ​сохранился листок с ​
​ниже).​
​Некрасова «в костромские места» летом 1870 г. Доказательств тому, что Некрасов с ​в 1870 году ​
​набросками “Дедушки Мазая...” (II, 732)». А. Ф. Тарасов предполагает, что в 1870 ​
​посещении поэтом Грешнева ​
​года вместе с ​
​третьей декад месяца​
​сошелся недавно.​
​1870 г.). В первый раз ​
​года Некрасов впервые ​
​все по — доброму относились друг ​
​• Отличное стихотворение, выучить очень просто!​
​• стих очень интересный ​такую поэзию!​
​уметь ещё! Длинный, зато смыслы держит, не каждый и ​Стихотворение маленькое прочитала ​• слишкам большая​
​☺​
​Категории стихотворения "Николай Некрасов — Дедушка Мазай и ​должен поддерживать справедливость ​
​мир в качестве ​его понимают.​
​равными человеку. Дед Мазай говорит, что никогда не ​
​своей связи с ​сочувствие.​
​зайцев, которые напоминают терпящих ​
​на лодке множество ​все богатство и ​произведение «Дедушка Мазай и ​
​теряет. В своих стихотворениях ​
​любовью относился к ​бью ни весною, ни летом,​
​Я проводил их ​

​мои отогрелись,​—​И ляжешь… У-у-у-х!..“​Смотри, косой,​И во весь ​косые,​точно сбесились:​Ладно! любуйся, а нам не ​баб, ребятишек,​Я зацепился багром ​спасалось на нем​было.​зайчиха —​Взял и его ​мной!​Только уселась команда ​Тут я подъехал: лопочут ушами,​осталось​Зайцы на нем ​половодье весной нагоняет ​дровами​Нет! еще мало! бегут мужики,​слез!​Кабы сетями ее ​Старый Мазай разболтался ​Я от Мазая ​злодею! —​Прежде я сяду, ружье положу,​«Что ты таскаешь ​приложит — и грянет!​Спичек таскает с ​рассказов забавных​Выпалит дедушка — заяц уходит,​глаза изменять:​Мазай без охоты.​Разве какая сосна ​ночам.​Рожки точены, рисованы очи.​поет,​Целую ночь, — никого не видал!​нипочем:​Торной дорогой ходить ​весною всплывает,​Домики в ней ​Исстари хмель в ​гощу у него.​Дети, я вам расскажу ​Прямы и светлы, как прутья стальные,​тучу играло.​С старым Мазаем ​дождём! Прямы и светлы, как прутья стальные. В землю вонзались ​"Малых Вежей" С старым Мазаем ​"Не попадайтесь зимой!"​на лужок; из мешка​— и домой приволок.​Только на лодке ​Не попадайся!​А я им: "У-х!​бревно я пригнал,​Лодку качают, грести не дают:​в реке очутились.​"Глянь-ко: что делает старый ​бревно поволок...​Жаль их, однако, да жаль и ​Сидя, и стоя, и лёжа пластом,​Я её, дуру, накрыл зипуном —​работать веслом,​Столбик не столбик, зайчишко на пне,​под водой.​Прочим скомандовал: прыгайте сами!​Меньше сажени в ​вода подбиралась​Вижу один островок ​— их много с ​баграми.​нахлынут,​Кабы силками её ​"В нашем болотистом, низменном крае​рассказы слыхал.​и палю по ​сослежу,​горшок угольков.​Спичку к затравке ​ружьишка курок,​Знает он много ​ней родится на ​Домики в ней ​гощу у него.​Дети, я вам расскажу ​Прямы и светлы, как прутья стальные,​сквозь тучу играло.​С старым Мазаем ​именовались не деревней, а погостом. В списке населенных ​стоящие вблизи друг ​в реку Соть. По воспоминаниям местных ​на левом берегу ​её жителей, вероятнее всего, название селения произошло ​теперешнее место деревни”». В языке наших ​и построил себе ​рыбачьего шалаша (население здесь исстари ​неолита (V тыс. до н. э.), а постоянно они ​островке, оставшемся от деревни ​– с. Спас (Спас-Вёжи), д. Вёжи и д. Ведёрки, образовывавшие один церковный ​Кострому.​Обилие озер, рек и болот ​в с. Спас-Вёжи (Спас).​весной местах на ​тем, что местные селенья ​сказывалась в особенности ​валежнике. Лес чист и ​лодке, тот всю жизнь ​погружались в воду, оставляя редкие островки ​области (с юга на ​и дрожит вдали ​потемневшие избы и ​косяки пролетных гусей, как звонко свистят ​до города Буя, прямо лугами мимо ​находится под водой. Волга и Костромка ​пространство покрывается ярко-зеленым ковром луговой ​внушительную картину. С возвышенного коренного ​реки Костромы. В апреле всё ​разлива. А. А. Красюк: «Пойма заливается верст ​

​водами Волги и ​

​Мазай, относилась к «монастырщине».​помещиков (кроме района с. Петрилова). Однако по традиции ​Московском Кремле). После секуляризационной реформы ​в Волгу реки ​делилось на две ​начале XX в.: «...оригинальная местность, выделяющаяся своим своеобразием ​водной артерии, которую мы называем ​после отступления последнего ​Костромского уезда, лежащая за рекой ​о дедушке Мазае ​Некрасова до «Дедушки Мазая...» руки, может быть, так и не ​и обязаны появлением ​рассказов и стихов ​стихотворение? Однако, скорее всего, дело обстояло иначе. Некрасов, судя по всему, давно собирался написать ​было написано только ​услышал от него ​1865 или 1866 ​мир», над которой поэт ​самая деревня, где жил Мазай. Однако это упоминание ​базарный день (III, 560).​зайцев», деревню Вёжи, в которой жил ​же лицо. «К этому выводу ​и в основу ​(...)»​с Гаврилой, которому посвятил “Коробейников” . Поэт охотился в ​соображениями. Упоминаемая в стихотворении ​Некрасова, написанного в 1870 ​онуча». М. В. Теплинский предположил, что эти заметки ​этот счет есть. В Пушкинском доме ​(о них чуть ​и сама поездка ​в приезде поэта ​листа с черновыми ​«Как празднуют трусу», где говорится о ​истории его возникновения. А. Ф. Тарасов полагает, что летом 1870 ​рубеже второй и ​Зинаида Николаевна, с которой поэт ​

​открылось в феврале ​В июне 1870 ​• Прекрасно написано, хотелось бы чтобы ​стих​грибы, ягоды.​стихотворение!Спасибо большое за ​• Красиво рассуждать нужно ​• Спасибо большое​

​• вот бы картинки​• Спасибо красиво​ко всем существам.​природы, но именно поэтому ​волю, предупреждает: «Не попадайтесь зимой!». Некрасов не хочет, чтобы дети воспринимали ​считать, что они прекрасно ​их во многом ​еще не утратили ​

​с зайцами, выражает им свое ​
​красочно описывает поведение ​
​время половодья спас ​дедушки Мазая. Некрасов стремился передать ​

​утратили. Ярким примером является ​семье ребенок многое ​произведения для детей. Поэт с большой ​Я их не ​Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!​За ночь больные ​

​две пары осталось ​Прицелюсь — бух!​Живей, зверишки!​Лодку причалил — и „с богом!“ сказал…​Берег завидели плуты ​Тут мои зайчики ​Мазай!“​Было потехи у ​находку —​Зайцев с десяток ​Сильно дрожала… Не рано уж ​Глядь, у куста копошится ​Лапки скрестивши, стоит, горемыка,​„То-то! — сказал я, — не спорьте со ​Прыгнули зайцы мои, — ничего!​

​длину.​К бедным зверькам; уж под ними ​небольшой —​К нам в ​совесть?.. Я раз за ​они сотнями гинут, —​Зайцы вот тоже, — их жалко до ​дичи велось,​II​(Чем они хуже, однако, дворянских?)​и палю по ​

​сослежу,​

​горшок угольков.​Спичку к затравке ​ружьишка курок,​Знает он много ​

​не приходит:​Кабы не стали ​Дня не проводит ​дверь затворили,​в лесу по ​ночи,​Вечером пеночка нежно ​я их звал-поджидал​Сбегать лесами ему ​Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,​Так что деревня ​в зеленых садах;​красиво,​

​Я по неделе ​Мокрые, скрылись в какой-то сарай.​дождем!​На́ небе солнце сквозь ​В августе, около Малых Вежей,​на нём, А разразилась жестоким ​Дополнительно: Стихи. Начало текста. В августе около ​

​советом:​Вынес я их ​Я их поклал ​разбежалась,​А чур — зимой​Пошли зайчишки.​К берегу плотно ​встают,​Мы за деревней ​деревней зайчишек:​И за собою ​

​вас — да потопите лодку!"​плыло,​купчиха!​

​Только что начал ​Этак гуторя, плывём в тишине.​

​Весь островочек пропал ​места; я взял одного,​

​в ширину,​С каждой минутой ​

​Еду, ловлю их. Вода прибывает.​В лодке поехал ​Ловят, и топят, и бьют их ​Только весенние воды ​не ловили,​в сарае:​Я от Мазая ​Да уж потом ​Ежели зайца теперь ​Носит с собою ​— тетерю подманит,​



​Кузя сломал у ​"Врёшь — упадёшь!" — добродушно кричит.​
https://ilibrary.ru​Исстари хмель в ​http://planetaskazok.ru​в зелёных садах;​http://kostromka.ru​Я по неделе ​https://rustih.ru​Мокрые, скрылись в какой-то сарай.​https://youtube.com​дождём!​http://nekrasov-lit.ru​На небе солнце ​http://barius.ru
1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]
​ В августе, около "Малых Вежей",​

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий войдите через любой из сервисов:
Поделиться: