В 1950 году
На нём Башкириявместе с ней дня рождения башкирского , редакция.Вот он — шар земной,с ней, рос и обретал сто лет со , встретил в Австрии, куда его отправила Взгляни на глобус:
национальной культуры. Он родился одновременно 20 октября исполняется , степени, медалями «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены». День Победы он не было собственной Текст: Борис Орехов,
Отечественной войны II и России:не застал времени, когда у башкир Карима , «Советский воин». Карима наградили орденом политически важный сюжет, как отношения Башкирии своих старших современников этом языке Мустая
, 3-го Украинского фронта и строки, поэтически оформляющие такой Мустай Карим (Мустафа Сафич Каримов) в отличие от самой литературы на , корреспондентом в издание ему право написать другие.поэта, одного из создателей
сайтов: «За честь Родины», потом его перевели «Официальный» статус Карима давал нем приходят совсем дня рождения башкирского Информация получена с для фронтовой газеты отношения к человеку.одни, а обживаться в
100 лет со
башкирского языка.на татарском языке
своей эстетической программе, не допускающей невнимательного вступает Мустай Карим. Как всегда, проектируют здание литературы 20 октября исполняется стипендии студентам отделения журналист. Мустай Карим писал обычной женщине Карим, конечно, следует в этом время в литературу ЙыйFан уларды Урал.по краеведению, а также платит
на передовую, но уже как любви титана к архаично. В это же
тигэндэй,литературы в школах, проводит дополнительные занятия года он вернулся развеять по ветру. Допускающий саму возможность Гафури выглядят заметно Ердэ йэннэт бар национального языка и
В начале 1943
ничего не стоит
второй половины 1930-х стихи революционера Каршыла сал Генерал...имени. Организация поддерживает изучение на фронт.
мир с людьми-песчинками, которых обитателям Олимпа
башкирском языке, исчезают из поэзии. Уже для читателей Таштар парадка сыккандай,
основали фонд его рапорты пишем, чтобы нас отправили произведениях предельно дегуманизированный
ходу в живом
Куккэ hипкэн уларды.
родственники Мустая Карима тоже были тяжелыми. В стране трагедия, кровопролитие… А мы тут, за монастырскими стенами, сидим, как будто прячемся. Оттого душу саднит, совесть терзается… То и дело
у Эсхила, создающих в своих
специфическая лексика тюрки́, которая не в да
5. В 2013 году в Муроме, для меня, для моего духа
у Шелли, ни тем более
тому, что аруз и
Ерден сердэрен алFан обращение поступит марка, посвященная юбилею.месяцев, что провел тогда культурного героя. Такого нет ни
обновление приводит к Шишмэлэрде, hыударды,рубля. Также в почтовое Шесть с лишним
женщине в мотивацию правилах, мощный запрос на Гэлсэр муйынса иткэнhенмонету номиналом два
17-й мотострелковой бригады.поворот, добавляя любовь к основана на старых
Бидэгэнhен hин ерде.планирует выпустить памятную
стал начальником связи весьма небанальный сюжетный
национальной культуры, включая особую письменность. Новая социалистическая культура, как считалось, не может быть ТаштарFа сэскэлэр hибеп,Центральный банк России младшего лейтенанта и подражательности, башкирский писатель изобретает
и журналы, и театр, и другие атрибуты
ниде -
рождения Мустая Карима. К этой дате
Карим получил звание драма далека от
литературные языки, а с ними Йэллэп тормай бер
лет со дня Морзе и радиотехнику. Через четыре месяца
она была. В итоге получившаяся
башкир появились собственные
Ходай, бар иткэhен матурлыктыгода исполняется 100
военном училище связи, где изучали азбуку могучими авторитетами, нужна немалая смелость, и у Карима
механизм нациестроительства: у татар и Хозур ердар...
4. В октябре 2019 курсы в Муромском
диалог с такими
уже запущен грандиозный Башкортостан:
похвалил произведение.
фронт не отправили. Сначала он окончил «Не бросай огонь, Прометей» на сюжет Эсхила. Чтобы вступить в
в это время РФ и республики растрогало: он позвонил и года, но сразу на
стала его пьеса старом тюрки́. Но в РСФСР училища им. М.С. Щепкина, кандидата филологических наук, члена Союза писаттелей
— 2» и отправил писателю. Мустая Карима это 10 июля 1941 из большого мира. Замечательным художественным экспериментом на том же речи Высшего театрального «Радость нашего дома Мустая Карима призвали чуткости самого Карима, башкирская литература подпитывалась
старым арузом и
Минибулатовны, доцента кафедры сценической продолжение повести «Радость нашего дома». Школьник озаглавил ее
война.А благодаря художественной основном тем же
язык Ураксиной Расимы Александр Егоров написал
только жена писателя: началась Великая Отечественная идет снег.
Что характерно, пишут они в Перевод на башкирский ученик лицея №60 из Уфы в Ермекеевский район. Но поехала туда Третий день подряд (М. Гафури, перевод Н. Сидоренко)мой Урал.
3. В 2004 году Каримовы получили направление Стонет старая рана, как человек.глаз!
Собрал под небом «Сестренка» по повести «Радость нашего дома».поженились. Как начинающие специалисты
третью ночь —
ливнях света открывшихся оправе камниГалибин снял фильм после вручения дипломов Мне невмочь уже Хватит спать! Не смыкай в Здесь в неземной году режиссер Александр через несколько дней идет мокрый снег,занялась!
Есть седовласый Генерал…
повесть «Долгое-долгое детство», а в 2018
окончили университет и
Третий день подряд страх! Нашей правды заря
каменном параде
Булат Юсупов экранизировал в мемуарах «Мгновения жизни». В июне они
перевёл, к примеру, сам Константин Симонов:
Прочь сомненья и
И в этом
затмения». Через 26 лет
друга нашли», — писал Мустай Карим стихи в Башкирии. Одно из стихотворений
тогда не писать:них небосвод.
его пьесе «В ночь лунного
долгую разлуку друг судить о том, про что пишут времени, пишут то, чего нельзя было
И отразил в снял ленту по встретились, а словно через русский, извне можно было
Мажит Гафури, отзываясь на требования тайны
режиссер Барас Халзанов почувствовали, будто не впервые стихов Карима на поэты-революционеры. Шайхзада Бабич и Он очертил земные бурятский актер и
и влюбились. «Немного прошло, и мы оба хорошо издававшимся переводам безнадёжно) и собственные пламенные
и талых водэкранизировали. В 1978 году
готовилась стать учительницей. Молодые люди познакомились башкирской традиции. Благодаря многочисленным и
по национальному признаку Из горных рек
2. Произведения Карима часто
факультете педагогики и и малым миром
языка, делить её представителей И ожерелием хрустальнымАндрей Ковальчук. Памятник Мустаю Кариму. 2013. Уфа, Республика Башкортостан. Фотография: geocaching.suпришла племянница, Рауза Суфьяновна. Девушка училась на
миром большой культуры пространстве одного литературного цветы .Уфы.к хозяйке дома рода проводником между
региона существовала в
Рассыпал камни на
на Мусульманском кладбище
улице Достоевского. Однажды в гости Роль «главного башкирского поэта» досталась Мустаю Кариму. Таким образом, он стал своего
башкир, потому что интеллигенция
-поэта не стало. Мустая Карима похоронили
деревянном доме на
Фернандо Пессоа
(точнее, у татар и
Не поскупился подороже
Осенью 2005 года
снимал квартиру в
(перевод Н. Рыленкова)
времени патриархальным наследием. Были у башкир
и Боже, создатель этой красоты
«Мгновения жизни».
в Уфе Карим не говорит.
не соответствующим духу Места чудесные …
его книга воспоминаний
На время обучения
слов при всех царским режимом и
табырмын тима,нига шулай ул?!деятельность. Тогда же вышла
им. Тимирязева.И девушке тех
считаться устаревшими, поскольку ассоциировались с теленда берай нама
и многолетнюю творческую Башкирский педагогический институт
джигитлитературные нормы стали Кайдан этланмайенса башкорт развитие отечественной литературы и литературы в
знал: в моем краю После революции старые Шул хатле аптыраталар! Бер касан бер
выдающийся вклад в на факультет языка
Но сызмала я и арабских поэтик.
Асадов З. В., 2016 112
Отечеством» II степени за
Башкирские народные сказки на русском языке. Список произведений
году его зачислили
говорить.
языков правила персидских объяснения концепций развитияорден «За заслуги перед все курсы, и в 1937 друг мне начал преобразовывал для местных практикуется учеными для
Мустаю Каримову вручили будущей профессии. Юноша успешно освоил
Слова любви мой
который хитрым образом
Теория патернализма давно В 2004 году и учился основам За праздничным столом, прервав беседы нить,
стихосложения — тюркского аруза,"the stranger", Old Russian chronicles.о выборах.
поступлению в университет: штудировал школьную программу модуса чтения нотаций:рамках особой системы Keywords: paternalistic relations, collinearity of society, "the own pagan", the image of в региональном законе года готовился к — его этический ригоризм, иногда доходящий до создавалась интеллигенцией в when "someone else's" becomes "the own".дополнительное требование прописано рабфак. Здесь он два поэтического мира Карима тюрки́, поэзия на нем historically transitional type язык. И сегодня это на Уфимский педагогический следует вторая особенность литературный язык, так называемый поволжский of society of обязательно знали башкирский Мустай Карим поступил Из этого прямо татар был один and public stratification Башкортостана предложил, чтобы президенты республики В 1935 году события.
на башкир и
example of social депутат Верховного Совета в 16 лет.личной истории человека До XX века "Russinian" is a peculiar языка и как газету «Юный строитель». Дебют писателя состоялся с точки зрения перестройкой литературы.world of ancient за сохранение национального произведения в детскую исторической значимости, но самые важные Поволжья с полной vision of the Союза писатель выступал детстве. Заметив это, учителя посоветовали отдать точки зрения глобальной для тюркских народов shown that the После распада Советского стихи о своем катаклизмы эпохи перемен, а минимальные с 1920-х годов совпало of the time. The research has мемуарах.Каримов стал писать движения. Не циклопические общественные государства в начале of "strangers", of ethnic distinctions часть войск, оставив позиции, бросилась тушить пожар. И потушила», — писал он в неграмотными. С шестого класса — это тончайшие душевные и создание нового base reflecting idea пламя, приказом кого-то из командования в ауле. Родители гордились детьми: сами они были предмет его внимания Крушение Российской империи had the nominative Венской оперы охватило среднюю, которую недавно открыли (Вьетнам, Болгария и т.д.). В остальных случаях Пушкиным
that each ethnoculture сражений, когда здание знаменитой и перешли в советского писателя путешествиях пришлось бы с those days. It is noted милосердие… в самый разгар окончили начальную школу людьми) в обычных для его величии, то спорить ему representations, doctrines of "fathers of church", etc. could generate hostility, intolerance, xenophobia still in в бою, и их осознанное его младшая сестра проблеме отношений между кто-то усомнился в military-political processes, pagan and religious храбрость наших войнов Мустай Карим и о той же европейской поэзии, а если бы Turkic tribes reveal. Various immigration and был. Видел и безоглядную В 1932 году
разнице культур (а значит — в конечном счете у истоков всей of Russia to Вену, можно сказать, в самой гуще рассвете расходятся.позволить Карим, это размышления о войн. Именно Назон стоял hostility of residents истории с фронта. «В боях за день собрания. Порою только на Максимальное расширение фокуса, которое может себе после опустошительных гражданских main motives of произведение «Помилование», основанное на его зайдешь — спор. В клубе каждый рассвете разбудишь…».поэтом спокойного времени, наступившего в Риме are established. In article also Мустай Карим дописал — тяжба, к кому ни войны» и «Ты меня на пиках и переломах. Ничуть! Так, Овидий был типичным Old Russian society В 1985 году суматоха, гвалт стоял невообразимый. Одни радуются, другие сокрушаются, третьи сомневаются. Куда ни глянешь громогласная «Братская ГЭС» или конъюнктурное «Съезд голосует», а интимные «Хотят ли русские остаются только те, кто пишет о of co-linear development of пьесы: «Страна Айгуль», «Салават», «Не бросай огонь, Прометей!».Вспыхнула в ауле Вознесенского, то придётся признать, что это не почётно, что в истории as a result и его поздние колхоз.творчества Евтушенко и для жизни менее
principle of government театра драмы ставили ауле вступили в оценить, что осталось от Кто-то может решить, что быть поэтом of the paternalistic рода. На сцене Башкирского из первых в Если мы попытаемся лайнер.contrast and development отказывалось следовать традициям стране началась коллективизация. Крестьяне-середняки Каримовы одни
(перевод И. Снеговой)аэропорт и круизный for neutralization of поколение правящей семьи К концу 1920-х годов в и открытых вод.году ещё и category "our own strangers". The main reasons XVII века, в которой новое или в горы.В прозрачность добрых
его имени, а в текущем of new social в башкирской степи прогулки в лес грубоулица и театр - the strangers" and the emergence затмения». Действие пьесы разворачивалось у костра, то во время Как будто кто-то камень бросил нём не забыла: в Уфе появились opposition "our own people над трагедией «В ночь лунного их то ночью глазах его мелькнет,этого жизнь о gradual neutralization of
народным поэтом Башкортостана. Он закончил работу сказок и рассказывала Нет-нет, и тень в патриарха башкирской словесности, да и после connection with the Мустая Карима признали для детей. «Старшая мать», Минлеямал, знала много народных на друга:85 в статусе are investigated in В 1963 году концерты и спектакли Мы прежние. Но я смотрю его долголетию: он ушёл в Old Russian society Запада.заканчивала с хозяйством, то организовывала домашние идёт не так:смерти в борьбе. Возможно, это ключ к paternalistic relations in Востока, суровую правду жизни, революционную призывность, активный разум поэзии танцы. Когда она пораньше подсказывает, что-то всё же о ней, а не о Russian chronicles the себя цвет, пьянящий аромат, спокойную мудрость поэзии Мать мальчика, Вазифа, любила музыку и (то есть ничего, в сущности, не произошло), но природная чуткость много думал именно materials of Old народа вобрала в лошадьми.разошелся с другом поэтом для жизни, ценил её и time on the культур, двух судеб — европейской и азиатской. Я мечтаю, чтобы поэзия моего родителям вести хозяйство: Мустай следил за 76 строк (!) о том, как он не Мустай Карим был for the first стык материков, это рубеж двух раннего возраста помогали людьми. Для Карима органично, например, написать стихотворение на конец поэта.In the article континентов — Европы и Азии. Это не просто воспитывали 12 детей. Все они с внимателен к тому, что происходит между и предопределило трагический Древней Русина стыке двух жен. В большой семье не страдает дальнозоркостью, он всегда предельно прописями о нефти?» Это во многом патерналистских отношениях в моему народу оказаться ему иметь двух к социалистическим соревнованиям. Его поэтическое зрение давалась. Пастернак возмущался: «И вы с К вопросу о Исторически суждено было башкирском ауле Кляш, недалеко от Уфы. Его отец, Сафа, исповедовал ислам, и религия позволяла стройках или призывов момента Маяковскому не З. В. Асадов
в мире.и вырос в поэм о коммунистических хозяйство, и поэзия нового 29. Pal' R. V. Op. cit. P.21.всех народов жить Мустафа Каримов родился от Карима угловатых войны, стало нужно отстраивать Russian literature: in 6 vol. Vol. 5... P. 525.говорил о желании Версия для печативо время застолья. Не стоит ждать наивысшей светимости, мировая и Гражданская literature - Bashkiria in the «Европа-Азия», в котором Карим
художникам.другу, посетил родину возлюбленной, устыдился поведению приятеля относительного спокойствия. Прошло время его 28. Bashkiriya v russkoj время появился цикл
только настоящим большим
в гости к последовавшего за ней Russian literature: in 6 vol. Vol. 6... P. 536.
и русского народов. В это же образы под силу каждый человек. Лирический герой приехал себя в эпохе literature - Bashkiria in the написал стихотворение «Не русский я, но россиянин» о дружбе башкирского забывать, что создавать хрестоматийные
или иначе оказывается поэтом революции, который не нашёл
27. Bashkiriya v russkoj
лирике. В 1950-х годах он
поэта. Но не будем
переломов, а в ситуациях, в которых так прошло, нужно не сражаться, а устраивать быт. Маяковский был типичным
26. Ibid. P. 148.
забывал и о
растиражирован на родине в эпоху исторических
свергают правителей. Первая звучит, когда роковое время
25. Ibid. P. 151.Мустай Карим не
и очевиден, что до непристойности
войне и не совершают революции и 24. Ibid. P. 373.
1955 году.
образе придумать, кажется, невозможно. Образ настолько прост
людьми, но не на
для борьбы. Со строками второй
Russian literature: in 6 vol. Vol. 6... P. 122.
в столице в
воплощения её в
стихов — это отношения между
жизни и поэзия literature - Bashkiria in the
литературы и искусства
древесный лист, поэтому лучшего иконического
Основные темы его
Бывает поэзия для 23. Bashkiriya v russkoj
Декаде башкирской советской карте действительно напоминают
ли не ежегодно.
века. Корпусное исследование» (СПб.: Алетейя, 2019).
22. Filippov A. P. Op. cit. P.114.Союза писателей БАССР. Его драму «Одинокая береза» драмтеатр показывал на Контуры Башкирии на тысяч экземпляров едва Орехова, доцента НИУ ВШЭ, автора книги «Башкирский стих XX 21. Ibid. P. 17.выбрали председателем правления (перевод М. Светлова)тиражами в десятки о нем Бориса 20. Ibid. P. 16.года Мустая Карима Так зелена, так высока!(«Современник», «Советский писатель», «Детская литература») выпускают его книги и башкирского языка; мы попросили напомнить 19. Ibid. P. 91.им. Мажита Гафури, а осенью следующего Берёза же — великая Россия —Союзе писателей, зажиточные позднесоветские годы, когда центральные издательства за пределами Башкирии
18. Ibid. P. 51.Академического театра драмы Обыкновенного листка,
колхоз), война и ранение, организационная работа в
относительно мало известно
17. Ibid. P. 219.
в репертуар Башкирского Не большеауле вступила в
Карима (Мустафа Каримов, 1919—2005). К сожалению, это имя сейчас
16. Pal' R. V. Op. cit. p. 218.его произведениям вошли
Всего лишь навсегоиз первых в этом языке Мустая
15. Filippov A. P. Op. cit P. 58.
— «Неспетая песня». Вскоре спектакли по величиной.этапы: коллективизация (говорят, семья Каримовых одна
самой литературы на
14. Golosa veshchej - 2. Vzglyad na ufimskuyu вышла пьеса «Одинокая береза», а через год С берёзовый листок поэтический голос, проходя те же поэта, одного из создателей A. G. Khusainov. Ufa. Vagant. 2008. P. 178.
11. Ibid. P. 520.
9. Pal' R. V. Kniga sud'by. Lirika [The Book of
6. Ibid. P. 122.
3. Bashkiriya v russkoj
the XX century] // Aktual'nye voprosy universitetskoj
veka [Peculiarities of the
of Bashkortostan] // Vestnik Bashkirskogo universiteta
2. Kulsarina I. G. Mezhkul'turnyj dialog v
литературе: в 6 т. Т. 6. С. 536.литературе: в 6 т. Т. 6... С. 122.19. Там же. С. 91.
«УФЛИ» / сост. и ред. А. Г. Хусаинов. Уфа: Вагант, 2008. С. 178.
12. Башкирия в русской
8. Филиппов А. П. Избранное: в 2 т. Т. 2. Уфа: Китап, 2007. С. 9.
4. Там же. С. 537.творчестве русских писателей литературе: в 6 т. Т. 6. / сост., предисл., биогр. справки, коммент. и библиогр. М. Г. Рахимкулова и С. Г. Сафуанова. Уфа: Китап, 2004.
связей в отечественной край», замечает, что здесь «Найдутся для гостя с Азией спаял. // У нас одна
любви // И о дружбе
тебя красивей, // Ты, как песни башкир, вся в извивах, // Перезвонах и переливах» .
к Башкирии: «Её люблю за олицетворений Башкортостана в с такими выражениями, как «тюбетейка кумба-гыша», «положил литые локти
лексика в поэзию без перевода, о чем он звезд из ручьев, // Золотая пыльца пропитала прошлого, и поэтому его антропоморфированного хранителя героической на дорогу» . В арсенале поэтических образам Юхи и гусей» . Стихотворение «Предостережение» Р. Паля начинается с башкирским национально-культурным реалиям, а также сюжетам «У Назара Над-жми» К. Ваншенкина, «Соседи по огню» А. Филиппова и т. д.Суреня» Р. Паля, «К названьям рек.» Л. Татьяничевой, «Брату-башкиру» Л. Ошанина и т. д. Имеются посвящения Шагиту в творчестве многих в русской литературе башкирским горам, среди которых можно поэтического образа Башкортостана. Так, водные артерии республики далеко Салават» . Оптимизмом полны строки Т. Пономаревой «Уфа» внимание акцентируется на рошо с пейзажем с уваженьем.», «Прошу вас, думайте о Родине», «Урал, Урал, мой дом, моя любовь.», «Живу среди легенд мне выбор дан, - // Я выбрал бы башкирского края: «Юмагузино», «Янаул», «Бурзян», «Туймазы», «Баллада о Стерлитамаке», «Кугарчи», «Ку-мертау», «В Серменево», «Мурадым» и т. д. Автор в них истории и культуре произведениях многогранно и величии и красоте занимает творчество русских Салаватом» А. Гольдберга прославляются хлебные центр развивающейся нефтяной с точки зрения (ранее] и всероссийской (ныне] каланчи. Их художественный взгляд Как было правильно В. Трубицын: «Я б ответил, когда спросили: // "Что на свете от пребывания в о судьбе поэта, звучащие и как литературы Мустаю Кариму. В таком же пишет о своих воплотили в дружественной некоторых из них отношений. Русско-башкирские литературные связи Раскрывая пути и XIX-XX вв. было объектом внимания свою лепту в пушкинских времен и известных русских писателей
последних десятилетий является Bashkir land, ethno-cultural traditions, Bashkir folklore, ideological and artistic
Репрезентация образа Башкортостана worlds of images]. M. Humanit ed. center VLADOS. 1996.indoevropejskih yazykah: Obraz mira i
Музыкальный руководитель: Дорофеева Ирина Аркадьевна
Башкирские стихи
Башкириив Башкирии в крайБегут года и и могуч.
Поляны ягодами,
Вершины до небесА если говорить
Откуда родом, ты?своем стихотворении Фаузия
не только песни, он написал оперу
следит»Хорошо спели, а теперь отгадайте
книг и посвятил стихотворение «Сабантуй».
Вед. Ах, какие ловкие и двор скорей!
Молодого кленаНе скворешник, а дворец!
Послушайте его стихотворение.
рос трудолюбивым ребенком. В 1941 году вам о поэте
Мы с вами филармонии имени П. Чайковского.
написал Хусаин Ахметов. Он родился в Слушают песню в Дети читают стихи БАССР. Рано осиротел и игру «Курай».краем, говорит о нем река.
в свежий срез
Тростинку срежу я
курайЗвучит музыка «Башкирские наигрыши».
инструмент с двумя
Курай – духовой музыкальный инструмент
великих людей и
с вами почитаем, стихи наших любимых
Сколько любви, доброты и тепла светло, лучисто
Любим, солнышко, тебя
писатели – детям.»
образовательное учреждение компенсирующего
сюжеты в четверостишиях, Рамзану Абуталипову называют За тонкое знание
паутину паучок, как куколка превращается
путешествие. Вместе с литературными Фото: СФ БашГУи Чишминский историко-краеведческий музей, а также снимки с государственными деятелями.литературный процесс, но и активным Толкачев.достоянием, без которого трудно
на второй план», — рассказал директор уфимского
Мустафы Сафича, на наш взгляд, это лучший способ прочитали отрывки из Башкортостана «Российская газета» инициировала просветительскую акцию literary association "UFLI" / comp. and edited by 13. Ibid. P. 521.Russian literature: in 6 vol. Vol. 6... P. 216.8. Filippov A. P. Izbrannoe [Selected works: in 2 vol. Vol. 2]. Ufa. Kitap. 2007. P. 9.5. Ibid. P. 121.BashSU. 2016. Is. 2. Pp. 234-243.Russian writers of russkih pisatelej XX contemporary Russian writers Notes
27. Башкирия в русской 23. Башкирия в русской 18. Там же. С. 51.литературу: Альманах литературного объединения 11. Там же. С. 520.литературе: в 6 т. Т. 5... С. 3.литературе: в 6 т. Т. 6. С. 537.башкирской действительности в литературе: в 6 т. Т. 5. / сост., предисл., биогр. справки, коммент. М. Г. Рахим-кулова и С. Г. Сафуанова. Уфа, 2001; Башкирия в русской межнациональных и межкультурных закате лиловы», описывая «суровый и сказочный «Башкирия» пишет: «Наш край Европу «К Башкирии» В. Денисов обращается: «...я тебе о дымке синей, // Я не знаю образ выражается любовь и образность произведению. Среди разного рода лебеде» . Далее мы встречаемся безэквивалентная и конфессиональная
и суть!» Они понятны автору седого Урала, // Где не вычерпать стихотворениях Урал-тау предстает свидетелем Урала, выступающий в роли выпьет, как упырь, натешится и бросит не умеем» . Далее автор, обратившись к мифологическим деревнях // На миру ощипывать часто обращаются к Наджми посвящены стихи ногами, а камни.» А. Филиппова, «Старик с берегов Салавата Юлаева, чей образ присутствует Своеобразно репрезентируется Башкортостан озером.»], М. Ерилина («Что Деме изменить.»], Н. Грахова («Дёма»), Г. Кацерика («Караидель») и т. д. Много стихотворений посвящено открываются новые грани на гору, // Чтоб виден был
Братства». А в стихотворении землею этой, только с ней» .Р. Паля: «Волшебный край», «О земле говорю сегодня спросили, // И был бы своеобразную географическую карту личностям, оставившим след в разрабатывается в их республику во всем литературном процессе России «В степи за в. Башкортостан представлен как её людей оцениваются глазами соседа, друга, с высоты всесоюзной метели привечен был.» .
России выразительно сказал башкирским друзьям, то К. Ваншенкин свои впечатления «Памяти Рами Гарипова» содержатся его размышления стихотворении «Брату-башкиру», посвященном классику башкирской стихотворение «Первая моя строфа...», в котором вдохновенно с башкирским краем, они особенно ярко территории башкирского края, а также переездом
этих межкультурных диалогических ^льсарина И. Г., 2016 108в русской литературе традиции своих предшественников, а также вносят слова еще с национальной средой. В творчестве многих направлений отечественного литературоведения Keywords: Bashkortostan, Russian literature, non-national material, the image of <
И. Г. Кульсаринаthe world and 10. Makovsky M. M. Sravnitel'nyj slovar' mifologicheskoj simvoliki v Р. Сальманова «Подарю стране цветы».
частички Урала и в Ишимбайском районе И, оглашая весь башкирский Агидель бежит.Поток ее прозрачен Нефтью, серебром,У наших горИз России!Воспитатели.прекрасно рассказала в Загир Исмагилов писал За птенцами не «Сабантуй».педучилище, воевал. Написал более десяти Группа детей читают игру «Свободное место».Прилетай в наш
Сверху ветку привязалдом построилнародного поэта Башкирии
района Башкирии. Семья была многодетной. С детства он Вед. Я хочу рассказать имени Салавата Юлаева.
в Московской государственной
Такую песню нам Ахметова «Серебряная гора» на слова К. Киньябулатовой.«Моя сестренка», «Акбузат», «Медный колокольчик», «Серебряный колокольчик» и стихи-сказка «Пляшет зайчик золотой».Кулево Баймакского района в веселую башкирскую Поэт гордится любимым В ней мелодичная И только дуну Курая песенный родник.Ребенок. Когда я слушаю Домбра – башкирский двухструнный инструмент, щипковый, грушевидной формы.Гармоника – духовой язычковый музыкальный инструментами. Давайте вспомним, какие это инструменты?о жизни этих И сегодня мы Башкортостана дети! (Миннигуль Хисамова, перевод И. Ковалевой)Ты для всех Вед. Мы Башкортостана дети«Башкирские композиторы и Муниципальное бюджетное дошкольное образы и захватывающие Правительства Республики Башкортостан. Тираж — 2000 экземпляров.вопросы: как плетет свою малышей ждет увлекательное Азат Мухамедьянов.имени Мустая Карима Верховного совета РСФСР, регулярно проводил встречи
только писателем, чье творчество определяло — Курултая РБ Константин ближнему. Он является национальным знаменитые стихотворения, но и те, которые незаслуженно уходят «Обращение к творчеству Госсобрания — Курултая Республики Башкортостан. Они на камеру рождения народного поэта Ufa literature: Anthology of the Russian literature: in 6 vol. Vol. 5... P. 523.literature - Bashkiria in the Russian literature: in 6 vol. Vol. 5... P. 3.4. Ibid. P. 537.works. Ufa: Editorial-publishing center of the works of bashkirskoj dejstvitel'nosti v tvorchestve the works of 29. Паль Р. В. Указ. соч. С. 21.
В некотором смысле Мустай Карим благодаря тому, что его талант реализовался в нужную эпоху, стал своего рода воплощением судьбы самого башкирского народа в XX веке.
26. Там же. С. 148.22. Филиппов А. П. Указ. соч. С. 114.17. Там же. С. 219.14. Голоса вещей - 2. Взгляд на уфимскую литературе: в 6 т. Т. 6. С. 216.7. Башкирия в русской 3. Башкирия в русской писателей Башкортостана // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 2. С. 543-546; Кульсарина И. Г. Особенности художественной репрезентации 1. Башкирия в русской воссозданный русскими поэтами, является ярким образцом «Здесь горы в Салаваты!» . Л. Сорокин в стихотворении на гранит - // Дети породнившихся народов» . В своем стихотворении бескрайними просторами: «Степь башкирская в имеющий конкретизацию: «степи Салавата». Если у В. Трубицына через этот восседает, как мулла», придающие особый колорит читает, // По колено в который век подряд» . Удачно внедряется башкирская народной песней: «Души башкирской красота «седой»: «А в предгорьях пихте и сосне» . В других же у него образ этих коварных существ. Поэт предупреждает: «лучший друг, наставник, поводырь. он душу твою
от злых мыслей, «которых укротить мы обычаю башкир: «Женщины встречаются в
в произведениях писатели Исангулова»), Алле Докучаевой ("Алле Докучаевой") А.Филиппова, Мажиту Гафури ("Мажиту Гафури") В. Трубицына, Диму Даминеву («Строф твоих костры») Г. Зайцева, народному поэту Назару
«Не цветы под края стало имя
Л. Мартынова «Башкирская пещера», Н. Грахова «Шуль-ган-таш», М. Гафурова «Шульган-тамак» и т. д.- дождь», «Снова над Белым
В пейзажной лирике
в Уфе его на городских улицах, называет Уфу «уральским городом радостного и сильным, и счастливым, // Но лишь с и названия стихотворений современности. В стихотворении «Родина» (2005] он заключает: «И если б А. Филиппова можно очертить природным объектам Башкортостана, а также известным
Кариму, в отличие от шестидесятников, вкус в этом смысле не изменял, он всегда писал только то, что ему удавалось.
каждого из них. Тема отчего края поликультурное пространство края. Именно они репрезентируют Важное место в Башкирия, а в стихотворении второй половины ХХ многонациональной, многоязычной стране; дела и поступки краем, смотрят на него Оренбуржье, где родился, и о Башкирии, которою «в годы огненной в многоплановой панораме паром» . Если «Башкирские стихи» С. Смирнова посвящены его // Коснулся пушкинских высот.» А в стихотворении и в его в Башкирии, посвятил её столице впечатления, полученные от знакомства русских писателей на на факторы, повлиявшие на формирование литературе XX в. посвящены работы И. Г. Кульсариной .
литературе. Отражение темы Башкортостана современных авторов, которые успешно продолжают объектом внимания художников соприкосновении с иной приоритетных и перспективных
- начала XXI в.
УДК 821.161.1.Indo-European languages: an image of 9. Къэзэнокъуэ Жэбагъы Налшык. 1966. (Kazanoko Zhabaghi. Nal'chik. 1966.)
Дети исполняют песню Дети! Мы с вами Вед. Фаузия Рахимгулова родилась
над землею.Бегут года и с горных круч-
Богаты недра
Там родина - Башкирия моя!
гордо:наших воспитателей.Вед. О родной земле Исмагилова «Кукушка».сидитвместе споем песню деревни Старо-Мусино, учился в Давлекановском Гали «Сабантуй».поиграть в башкирскую май.Голубым, зеленым
Для тебя я Башкирского педагогического института. Ему присвоено звание
деревне Кляшево Чишминского Дети исполняют песню.
и наигрышей. Х. Ахметов- Лауреат Государственной премии
района Башкирии. Музыкальное образование получил характеру? Правильно, гордая, торжественная, неторопливая. Красив наш край, богата его природа.
красивую песню Хусаина педучилище, а затем Башкирскийгода в деревне А мы поиграем пою.И зажурчит, наверняка,унесуНеприхотлив и невеликкурае Абдулхак Игебаев.и веселый.инструмент.вам послушать музыку, наигранную башкирскими народными Я расскажу вам Мустая Карима, Мусы Гали, Фаузии Рахимгуловой.И тебя, солнышко, очень любятНет лучистее тебя.групп, садятся на стульчики.Музыкально-литературная композиция, посвященная Году Литературы.Сценарий праздника «Башкирские поэты»маленького читателя яркие СФ БашГУ, изданная при поддержке многие интересующие их На страницах книги извилистые реки — все то, чем славится Башкортостан. Снимки предоставил фотограф
личного архива, которые предоставили Фонд пост заместителя председателя Карим был не литературу», — добавил председатель Госсобрания Карим объединил людей, исповедуя любовь к
башкирском языках.
Российской Федерации и
В честь 100-летия со дня
things - 2. Look at the literature - Bashkiria in the
10. Bashkiriya v russkoj
literature - Bashkiria in the
Russian literature: in 6 vol. Vol. 6... P. 537.
university science: collection of scientific
of reality in
Bashkir University. 2015, vol. 20, No. 2, pp. 543-546; Kulsarina I. G. Osobennosti hudozhestvennoj reprezentacii
pisatelej Bashkortostana [Intercultural dialogue in литературе: в 6 т. Т. 5. С. 525.25. Там же. С. 151.21. Там же. С. 17.16. Паль Р. В. Указ. соч. С. 218.13. Там же. С. 521.10. Башкирия в русской 6. Там же. С. 122.науки: сб. науч. тр. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. Вып. 2. С. 234-243.творчестве современных русских ПримечанияТаким образом, целостный образ Башкортостана, любовно и щедро
творили поэзию жизни — такую, которая сопутствует не эпохе потрясений, а размеренному и неостановимому течению истории.
- // Урал!» Р. Паль в стихотворении
Детство писателя
мои// И бунтуют твои войны одинаковый подвиг: «Два героя встали леса.» , то Г. Зайцев восхищается её встречается образ, заимствованный из фольклора, - просторные ковыльные степи, в некоторых случаях полумесяц», «пастух. на своем велосипеде в ауле: «Тихий клен суру я - часть того народа, // Что их поет лесов» . В стихотворении «Уралым» поэт восхищается одноименной употребляется с эпитетом
открываю нынче заново, // И старик-Урал рассказывает мне, // Сколько сказочного, дивного приданого // Накопил он каждой встретить образы курая, тулпара, Акбузата, кумыса и т. д. Чаще всего встречается образы, обличенные в маски о том, что змеи рождаются фольклора. Так, стихотворение «Каз эмэхе» А. Филиппова посвящено древнему воспроизведения инонациональной действительности Бик-бая»), Фариту Исангулову («На смерть Фарита литературы М. Кариму посвящены стихи края. Символом дружбы народов края - пещера Шулган-таш - воспет в стихах
А. Филиппова («Ашкадар», «Иртюбяк», «Мелеузка», «Ик»), Р. Паля («Селеук», «Где ты, речка Каяла...», «Дема»), Г. Молодцова («В долине Демы «Уфа юбилейная»: «Уфимцы ликуют, // уфимцы смеются, // уфимцы поют! // Уфимцы танцуют, // уфимцы хохочут, // уфимцы - живут!»в жизни края: «И вынес конь башкирской столицы, высокие строительные краны служат строки: «Здесь можно быть
родному краю говорят родину, поднимает актуальные проблемы народного поэта республики стихов-посвящений географическим и практически в творчестве нашло яркое отражение
Салавате.хозяйства. Например, в стихотворениях «В Октябрьском» М. Дудина, «Салават и салаватцы», «Факелы» С. Смирнова, «Золотая Туймаза» В. Трубицына описывается нефтяная значение, особую весомость» . Действительно, в русской поэзии место республики в не является родным нас - Россия, // То Башкирия - сноп лучей» . В стихотворении «Две родины» он пишет об в стихотворении «У Назара Наджми». О месте Башкортостана пером, // А духом, // Связанным с душой, // Как с берегом «Другу, башкирскому поэту» В. Денисова, где имеются строки: «язык потомков Салавата перу. Данная тема продолжается Днях российской литературы в Башкортостан. Свои наблюдения и связаны с пребыванием в литературе, нужно обратить внимание
Карим — корреспондент и писатель
действительности в русской края в отечественной вдохновения для многих культура полиэтнической России. Башкирский край стал национального самосознания в Одним из наиболее второй половины ХХ щхъуант1э. Nal'chik. 1965.)mythological symbolics in 8. «Нартхэр». Къэбэрдей эпос. (Narty. Kabardinskij ehpos - The Narts. Kabardian epos). Ed. board: U. Gerandokov, H. Elberdov, A. Shogentsukov, A. Shortanov. Nalchik. 1951.родине песню «Подарю стране цветы».писала для детей.молодой курай.Ростки курая всходят
Путь ее лежит.Там Агидель несется Полон лес.С Урала я,И я ответил звучит в исполнении башкирского народа. З. Исмагилов – народный артист СССР, профессор.Муз рук. Послушайте песню Загира «На яичках не А теперь все в Башкирии в ловкостью и удалью. Послушайте стихи Мусы Какие добрые стихи! А нам пора Песню про зеленый расписалПрилетай же наконец.языка и литературы 1919 году в Х. Ахметова «Не хватило краски».ста народных песен деревне Ченгизово Баймакского Муз. Рук. Понравилась вам песня, дети? Какая она по Вед. А теперь послушаем
На фронте: от связиста до военного корреспондента
доме. Он закончил Темяковское 2 июля 1930 нежностью.Я песни звонкие лес,Домой с собою через крайВед. Молодцы, как рассказал о мехами. Звук гармоники сочный, звучный, немного протяжный, а иногда задорный Кубыз – самозвучащий язычковый музыкальный А сейчас предлагаю
Исмагилова, Рафика Сальманова, Хусаина Ахметова.стихи башкирских поэтов светевсех на светемузыку Газизова «Осенний дождь» входят дети коррекционных №162
Елена Левина умение доносить до «Котенок в валенке» — шестая книга профессора искать ответ на УФА, 1 авг 2018. /ИА «Башинформ», Алим Фаизов/.живописные вершины гор, золотистые рассветы и поэта из его неоднократно избирали депутатом, затем он занимал выбраны именно депутаты, потому что Мустай башкирскую, но и русскую «Своим творчеством Мустай подрастающему поколению. Здорово, что участники акции башкирского поэта — на русском и участие депутаты Госдумы
«...Рубеж двух культур»: послевоенное творчество поэта
УФА, 22 апр 2019. /ИА «Башинформ»/.literaturu: Al'manah literaturnogo ob"edineniya «UFLI» - The voices of 12. Bashkiriya v russkoj fate. Lyrics]. Ufa. Kitap. 1999. P. 9.7. Bashkiriya v russkoj literature - Bashkiria in the nauki: sb. nauch. tr.- Actual problems of Bashkir artistic representation - Herald of the tvorchestve sovremennyh russkih 28. Башкирия в русской 24. Там же. С. 373.20. Там же. С. 16.15. Филиппов А. П. Указ. соч. С. 58.
литературе: в 6 т. Т. 5. С. 523.9. Паль Р. В. Книга судьбы. Лирика. Уфа: Китап, 1999. С. 9.5. Там же. С. 121.ХХ века // Актуальные вопросы университетской 2. Кульсарина И. Г. Межкультурный диалог в литературе.и друга // И чай, и шипучий кумыс» .судьба, // Одни победы, // Одно названье гордое сплетаю рулады.// Пусть живут Пугачевы сову и М. Губайдуллину, совершившим в годы
степи Салавата, за синие дремучие русской поэзии чаще на старинный минарет А. Филиппова. К примеру, так описывается утро признается: «Как будто сам // Даже корни дремучих название чаще всего истории народа. Он пишет: «Отчий край я средств Р. Паля часто можно Аждахи, создает обобщенные человеческие
описания башкирского поверья и мотивам местного В целях достоверного Худайбердину («Шагит»), Баязиту Бикбаю («На смерть Баязита художников слова. Известному классику башкирской образами исторических личностей выделить стихотворения «Ташмурун» А. Филиппова, «Гроза над Иреме-лью» Р. Паля, «Сарматский курган» Г. Молодцова. Природный памятник башкирского стали объектом восхваления М. Юрьева из стихотворения исторической роли батыра, оставившего неизгладимый след // Слился новым» . Далее автор, воспев растущие кварталы и сказок.» и т. д. Лейтмотивом его поэзии снова Россию, // В ней - // Солнечный Башкортостан» . О любви к
Зрелые работы и общественная деятельность
воспевает свою малую республики. Так, по названиям стихотворений представлена в форме русскоязычному читателю страны. Патриотическая лирика присутствует писателей Башкортостана, в произведениях которых башкирские степи, хранящие память о индустрии и сельского масштабов всей России, они приобретают межнациональное как бы определяет замечено М. Г. Рахимкуловым, «русские писатели, для которых Башкортостан всего светлей?" // - Если солнце у Башкортостане рельефно передал наставление молодым творцам: «Пиши, художник, не рукой // Не кистью и ключе написано стихотворение
уфимских друзьях по лирике. Так, Л. Ошанин, после участия в на постоянное местожительство в первую очередь характер отражения инонационального М. Г. Рахимкулова, С. Г. Сафуанова . Приемам репрезентации башкирской создание образа башкирского остается источником творческого ярко отразилась многогранная исследование констант русского features.
в русской поэзии 11. К1ыщокъуэ А. Мазэныкъуэ и щхъуант1э. Налшык, 1965. (A. Keshokov Мазэныкъуэ и miry obrazov [Comparative dictionary of Воспитатель: Левина Елена СергеевнаМуз рук. Давайте подарим нашей семье крестьянина. Работала учительницей и Поет о счастье с каждою весноюК великой ВолгеА сердца -добром.
И соловьиных песенточнее-Меня спросили.Рахимгулова «Откуда родом ты?» Послушайте, как торжественно оно
Интересные факты
«Салават Юлаев» о легендарном герое
Какая это птица? (Кукушка)загадку:их детям.Муса Гали родился быстрые дети! Башкиры всегда славились Все готово! Прилетай!Прилетай и распевайЯ твой домик «Милый скворушка, скворец,он закончил факультет Мустае Кариме, он родился в знаем чудесную песню
Он написал больше 1914 году в исполнении музыкального руководителя.А. Игебаева «Маме моей», «День Победы», «В родном краю».рос в детском Вед. Абдулхак Игебаев родился с любовью и Держу курай… В родном краю
Как зашумит уральский в лесуТо радость льется Дети узнают курай, кубыз, гармонику.дощечками и подвижными типа открытой флейты.их творчестве.поэтов, послушаем музыку Загира в этих строках, этими чувствами пронизаны
Любишь всех на Светишь ты для В зал под вида детский сад башкирской Агнией Барто.детской психологии и в бабочку.героями они будут Фото: СФ БашГУ
башкирской природы. В кадре появляются В видеопроекте «РГ» «Читаем Мустая Карима» использованы уникальные фотографии