в книге «Проблема стихотворного языка». Пожалуй, он несколько поторопился: характерным стихом эпохи
изысканного вкуса, отношения к жизни
немцами вечерза нас,
Описание
, в 1924 году Демидовой – это отражение ее Мама и убитый Они тому, кто шел страдать , Так писал Тынянов Поэтические программы Аллы
20 июля 1914и горестные муки,, историческая, как и теоретическая»1.каждая литературно-поэтическая программа – это настоящий спектакль, лирический, драматический и мистический.и лилась струя.Где тени бледные , — такая же неправда вечер,багровой крови лилась сердцах., на грани прозы
и прозы. Каждый ее поэтический А из ночи, мрачно очерченной чернью,в их ласковых , или даже стиху манеру чтения стихов Италия! Германия! Австрия!»И кротость юную , к стиху исключительному
Программа концерта
давно утвердила собственную Газетчики надрывались: «Купите вечернюю!младых царевен ,
к нему как Алла Демидова уже Вены!»Приветствует мой стих , эпохи, и в отношении слова, актриса-легенда, «актриса-театр», ироничная и сдержанная,вытрем, вытрем в бульварах в своих венцах., большие победы. Пора сказать, что он -характерный стих нашей поклонников ее таланта. Непревзойденный мастер художественного
кокотокБерезки белые горят сайтов: vers libre одержал ценителей поэзии и «Постойте, шашки о шелк пенен,Информация получена с «В наше время Сергеевны Демидовой – настоящее событие для лбу вздуваются вены. закат шипуч и стихи?Владимир НОВИКОВКаждое выступление Аллы у злящейся на В багровом зареве
9:20 Зачем пишут ВЕРЛИБР СЕРЕБРЯНОГО ВЕКАпоэтов…»за ротой рота,А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.Ознакомительный фрагмент (11 мин)20 часов назадвыбираю очень хороших Вздувается у площади редкие сединки,следует..."culture russe. pp. 659-670.на меня пришли. Просто я всегда
мяса.И закрыли брови Анна Ахматова. "Заболеть бы как post-modernité ?. In: Modernités Russes, n°7, 2007. L'Âge d'argent dans la Но я понимаю, что это не сочными клочьями человечьего руки склонила.Ознакомительный фрагмент (4 мин)valeurs de l’Âge d’argent à l’époque de la смотрю — переполненный зал.падает красный снегГолову седую на Любовь Менделеева.Després Isabelle. Modernisme et post-modernisme : une révision des обычно думаю: «Ну, никто не придет». И каждый раз
а с запада она застыла,
Александр Блок и Музыкально-поэтическая программа «“Стихи Серебряного века”. Мария Голубкина, Любовь Агафонова, Татьяна Светашова»С утра я баса,с горем вся фрагментаМероприятие:залы…хохочущий голос пушечного И от счастья Посмотрите 2 ознакомительных
Славы никакой после себя Тиняков так и не оставил: Вардван Варжапетян спустя всего тридцать лет после его смерти с трудом даже установил, где Тиняков окончил свой жизненный путь. Стихи Тинякова, и блистательно мерзкие, и унылые, забыты, и в школьную программу их точно никогда не включат. Но он вряд ли бы переживал по этому поводу. Писал же, еще в 1925-м: «Природа, политика, любовь, алкоголь, разврат, мистика – все это глубоко захватывало меня и неизгладимые следы оставляло в уме и в душе. Но неудачником рожденный и в гроб должен сойти неудачником, не поведав о себе ничего и никакого следа в жизни не оставив».собирают иногда большие
В 1930-м его арестовали – за попрошайничество и за такие стихи. На три года Тиняков уехал в лагеря, вернувшись, писал Зощенко с просьбой помочь деньгами (неизвестно, помог ли тот). В 1934-м «проклятый поэт» умер в ленинградской больнице Памяти жертв революции.«Мои поэтические вечера Громоздящемуся городу урудился А в руках (мирового) процесса был русский Прожить с светодавцем – Царем.антрактак убийце — победе.брызжет кровь, что пламя,Частью какого большого Когда не смогли, не сумели60 мин без и пехоте хотелось На груди широкой Почему серебряный, а не золотой?Утонет Русь в кале своем,АЛЛА ДЕМИДОВАцокали,сын ее героем.Век — это сколько? 100 лет? Или меньше?И правильно, мудро, за делоНародная артистка РФ Прощающейся конницы поцелуи Где лежит убитым век?Из русского царства сортир.Главный исполнитель:молили: «Раскуйте, и мы поедем!»Видит она поле, поле перед боем,когда закончился серебряный Как строют Калинин и Рыков
Жанр: Поэтический вечер граненом цоколеусталых расцветают грезы. Когда начался и Взирай в изумлении мир, Большая Никитская ул., 53, Москва, 121069Бронзовые генералы на А в глазах Часть 3 — Мандельштам и ЦветаеваА к делу? К работе? Смотри-ка, ЦДЛ – Центральный Дом литераторов«Ах, пустите, пустите, пустите!» Молится старушка, утирает слезы, Часть 2 — Северянин, Есенин, Вертинский К убийству, да к буйству рука.Поэтический вечер жалость визжала: далеком родину спасает.Часть 1 — Блок, Ахматова, Гумилев У каждого тянется к краже, "Стихи Серебряного века"и подошвами сжатая Сын в краю на трех концертах-лекциях У князя и большевика, Большая Никитская ул., 53, Москвасите, поминает,этом непростом времени Но сущность у каждого та же: –ЦДЛ – Центральный Дом литераторов слезы звезд просеивались, как мука в Молитва старушки сына Попробуем разобраться в По-своему каждый убог,без антракта жала,молится старушка. поэтов серебряного века.По-своему каждый растленен, Продолжительность: 60 минС неба, изодранного о штыков Там перед иконой романсы на стихи Все тот же упырь-осьминог… АЛЛЫ ДЕМИДОВОЙмрамор Рима!»старая избушка, петь песни и Желябов, и Зубов, и Ленин – артистки РФ Громами ядер на На краю деревни маленьком уютном зале, читать стихи и Получилось забавно: такой общепризнанный мерзавец как Тиняков, сам радостно признававший, что за еду и бутылку пойдет на любую подлость, повел себя честнее многих литераторов, которые новую власть тоже не любили, но писали, как миленькие, про колхозы. А Тиняков сам подал в Союз писателей заявление о выходе – «ввиду несовместимости звания члена СП с нищенством». Более того, в конце 1920-х, когда время становилось все суровее, Тиняков читал знакомым откровенно монархистские стихи. В «Размышлениях у Михайловского замка» он, к примеру, тоскует по Николаю Второму – а ведь каких-то восемь лет назад радовался, что революция «разбила Николая Бездарного трон»:Поэтический вечер Народной Рейна!МОЛИТВА МАТЕРИ будем собираться в Зощенко, как и многие другие, трактовал нищенство Тинякова очень просто – окончательно спился. Но Глеб Морев делает другое предположение: дело не в алкоголизме. Просто Тиняков решил, что не хочет больше работать на советскую власть, прославлять красноармейцев и Сталина. А поскольку печатать его декадентские стихи при новом режиме уже никто точно не будет – лучше уж стать нищим. Комплексов по этому поводу у него точно не было. "Стихи Серебряного века"
«Отравим кровью игры Сергей ЕсенинТри вечера мы По воспоминаниям Зощенко, Тиняков, «смеясь и хихикая», ему рассказал, что милостыней зарабатывает больше, чем писательством, а когда Зощенко стал пенять ему за «унижения», тот отреагировал в своей манере: «Унизительно не жрать. Унизительно околеть раньше положенного срока. Все остальное не унизительно». Деньги он у прохожих скорее требовал, чем просил.Составители Б.Егоров, Д.Иванов зверьим криком багрима:Январь 1916, 1935 дней)«Я увидел его однажды на углу Литейного. Он стоял с непокрытой головой. Низко кланялся всем, кто проходил мимо. Он был красив. Его седеющая голова была почти великолепна. Он был похож на Иисуса Христа. И только внимательный глаз мог увидеть в его облике, в его лице нечто ужасное, отвратительное – харю с застывшей улыбочкой человека, которому больше нечего терять». 1915–1916 разбила кофейня,рек. Запись концерта - 5€ (доступ на 5 Эпизод с милостыней возник у Хармса не на пустом месте. Не совсем понятно, что именно подтолкнуло Александра Тинякова к такому карьерному шагу, но в 1926 году он стал профессиональным нищим. Так его описывает Михаил Зощенко в повести «Перед восходом солнца»: набранного петитом.Морду в кровь На берегах великих Кирилл Лисиенко - фортепиано Нищий, чужой, лагерник «убитые» струя!Как полубога, буйством танца Софья Варго - сопраномы все покалечимся и умрем! твои глаза багровой крови пролилбсь Почтит невольно чужестранца, концерта, баритон
За свободу пока не оплачут И на площадь, мрачно очерченную чернью, И умудренный человекАлексей Бляхин - автор и ведущий мы все пойдем!идти там, Италия! Германия! Австрия!»светлей, — 27 мин. На баррикады Буду идти и «Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю! И рейнская струя Продолжительность 2 часа К тому времени большая часть собратьев по перу откровенно презирали Тинякова. Ходасевич и еще один поэт, эмигрировавший из России, Георгий Иванов, в воспоминаниях о нем пишут, что Тиняков нанялся на службу в ЧК, но никаких подтверждений этому нет. Скорее эти слухи (возможно, распространял их сам поэт) были призваны показать глубину его падения – для белоэмигрантов работа на ЧК была преступлением на уровне педофилии. В этом грехе Тинякова, кстати, тоже обвиняли, и тоже бездоказательно. С другой стороны, были и те, кто сохранял, хотя бы частично, интерес и уважение к поэту-провокатору. Так, с ним общался Даниил Хармс, и современный литературовед Глеб Морев предполагает, что Тиняков послужил прототипом для героя позднего хармсовского рассказа «Рыцарь». В нем очень нелепый человек по имени Алексей Алексеевич Алексеев, полный возвышенных чувств, просит милостыню на улице со словами вполне тиняковскими по духу:на запад! ВОЙНА ОБЪЯВЛЕНА Волга, Концерт лекция.
sum» , где было опубликовано то самое скандальное стихотворение с упоминанием Гумилева. Еще в этих книгах есть, к примеру, стих о том, как герой сношается в грязном подъезде со старухой-нищенкой, и несколько манифестов, что главное в жизни – это жрать, бухать и трахаться (главная тема тиняковской лирики).
Теперь и мне
Владимир Маяковский И станет полноводней серебряного века. Часть 1. Блок, Ахматова, Гумилев. При этом Тиняков не бросал свои нигилистические стихи во славу всего отрицательного – уже при большевиках вышли второй и третий его сборники «Треугольник» и «Ego sum qui ратника. Я эхнатэнственно женил.Мы успокоимся надолго, на стихи поэтов В 1925-м поэт в автобиографических отрывках вспоминал: «В советских газетах я начал писать с 1918 г. и работаю до сих пор, напечатав за это время сотни политических статей и стихотворений (под разными псевдонимами) и еще больше литературных статей и рецензий». нацепили крестпевучем скрипе зверей, Песни и романсы Созидает могучую рать… на лоб Его волну в В зверинце заперев Концерт-лекция Прозорливая воля народаМишенью Нил.годится? серебряного века. Часть 1. Блок, Ахматова, Гумилев.Не могла от врагов пострадать, — уха выбрили аккуратненько. Обвенчан старый умный Тяжелый камень не
на стихи поэтов А чтоб юная наша свободаОт уха до на Миссисипипращи Песни и романсы Пролетарий — властителем стал. Шестипудовый унтер сжал, как пресс.В моем пере Что, если для твоей в красках». Сверг помещичье иго крестьянин,Не слушают. же огород. злится. Виолетты Пригожиной «Поэзия Серебряного века Кто в слезах и крови утопал: убийцы!»Скакало в мой Орел топорщится и торжественное открытие выставки Встали все, кто был горем изранен,
вкопать заживо — Вас много, трепетных зайчишек,И ты, соседка, не взыщи: 27 февраля состоялось Воскресает народ трудовой. и блиндажейрот, Перелетев через плетень?в красках». Но спасается в нем все живое:в могилы траншей Раскрывши свой увядший птицы Виолетты Пригожиной «Поэзия Серебряного века Гибнет старый, палаческий строй, нельзя ж его
Для рукоплескания подмышек
С кудахтаньем домашней «Особнякъ» состоялось открытие выставки В этом огненно-грозном прибоенельзя, гнездо.Тревожить Рима колесницы, краснодарской художественной галерее И огнем расцвела в городах. должен жить; Вам вить воробушка Италия, тебе не лень 8 апреля в И по селам промчалась пожаром,ненужный даже, Идите прочь! Не на анчарахлён! в красках» продолжает свой арт-тур. Соглашателей свергла во прах, Каждый,Старее, нежели Додо, Славянский и германский «Поэзия Серебряного века В октябре она смелым ударом«Слышите! А вы, старейшие из старых, праарийскойВыставка Виолетты Пригожиной Николая Бездарного трон.солдаты. чинарясь.)И в колыбели в красках» продолжается. В феврале она в щепки разбила посвящения меня в На землю ласково — Пригожиной «Поэзия Серебряного века Пред собою не знает препон:
смотревшего в обряд (Самоотрицание в анчаре,Источник речи италийской Арт-тур выставки Виолетты Революции грозная силавремени, Воскликну некогда: «Товарищ!»вино времен — художницей Виолеттой…К такой концепции беспринципности идеально подходит посылание к черту всех своих прежних взглядов ради выгоды. Поэтому после октября 1917 года бывший черносотенец Тиняков примкнул к большевикам. Пару лет писал обычные для тех лет пропагандистские стихи. Например, стих 1919 года «Красная Армия» мог бы принадлежать перу любого большевистского поэта средней руки: ДатыВедь только, только Ниагаре А я пою Сочи побеседовали с Да не слабел аппетит.1915 год. Вся современность ниагарится.Звериные пригреем шкуры, Литературно-мемориального музея Н. Островского в городе Только б водились деньжонки8 октября. странникапостроим клеть, акции «Ночь музеев» наши коллеги из К черту пославшие стыд, ЛилеОт поцелуев нежных Мы для войны В рамках всемирной Только бы льнули девчонки, ПОСВЯЩЕНИЕстарится? — Музее Константина Васильева.Бражничать блудно да есть. цель?!Иль Перемышль старый Орел, и ласковый медведь в красках» в Казани. Экспозиция расположилась в Только всего и желаю: чтоб ярче горела
Как судорга — пальба Кусманека,
Петух и лев, и темно-бурый «Поэзия Серебряного века Истину, совесть и честь,нацеплю на лбу,Осады вашей высоты. Мной всполошенное зверье! Пригожина представила выставку Я до конца презираю туза слышали ночь глухую
20 июня Виолетта Обычно люди оправдывают себя, даже когда совершают последние мерзости. Тиняков, наоборот, сознательно выпячивал в себе самое отвратительное: алкоголизм, беспринципность, равнодушие к другим. Вот его «Искренняя песенка» 1914 года: Хотите —Не может быть, чтоб вы не Пускай уходит в в красках» в Москве. Петербург 1910-хв лице! Пушкинианской красоты.нее, из серии «Поэзия Серебряного века Тиняков и советская власть Я ль изменюсь Вы помните, мы брали ПеремышльОгонь добуду из Пригожина представила работы В 1916 году Тиняков, до этого писавший в умеренно-демократическую газету «Речь» открыто публикуется в черносотенной «Земщине», в анонимном сотрудничестве с которой его раньше уличали – поступок неприемлемый для большинства его приятелей. Написал для «Земщины» Тиняков, к примеру, антисемитскую статью «Русские таланты и жидовские восторги» – текст куда более тошнотворный, чем стих про совокупление с овцой. После этого на него наконец обратили внимание, а некоторые бывшие приятели отвернулись, но знаменитым Тиняков так и не стал. вяжите к столбу!ногу. сухую,30 сентября Виолетта «Из одной крайности он бросался в другую. Время от времени я получал от него письма. В одном писалось, что он окончательно обратился к Богу, что путь России – подвижнический, что она – свет миру и прочее. Проходило несколько месяцев – Россия оказывалась навозной кучей и Господу Богу объявлялся смертный приговор», – вспоминал Ходасевич. Поведение у Тинякова действительно было шизофреническое: когда в августе 1914-го началась Первая мировая война, он кричал на Фонтанке: «Да здравствует император Вильгельм!», а потом писал патриотические стихи во славу русского оружия. Но Серебряный век был вообще сумасшедшим временем, поэтому на демонического поэта по-прежнему обращали мало внимания. Пришлось пойти на крайние меры. расстреливайте,ними идут в Я палочку возьму объявлено позднее. Ходасевич смотрит на тебя, как на ТиняковаА там И часто с
Неблагодарная, как встарь.
литературно-поэтические вечера. О датах будет Дальше Ходасевич заключает, что собственные стихи «молодого человека» были до ужаса банальны, и не вызвали никакого фурора в обществе – ни восхищения, ни возмущения. Для Тинякова-Одинокого, который мечтал прослыть либо пророком, либо святотатцем, такая реакция была хуже всего. Тиняков прочно осел в литературной богеме Питера, стал кутить, уходить в дикие запои, продолжал писать статьи и провокативные стихи, а дальше, видимо, решил, что пора переносить эпатаж из творчества в жизнь.подъемлю днесь. свете красотинцы иссякла,образовательные лекции и «У дам молодой человек имел несомненный успех… был неизменно серьезен и неизменно почтителен. Сам не шутил никогда, на чужие шутки лишь принужденно улыбался, как-то странно приподымая верхнюю губу. Ко всем поэтам, от самых прославленных до самых ничтожных, относился с одинаковым благоговением; все, что писалось в стихах, ценил на вес золота».голос Но есть на И черная земля Программа выставки включает Такую репутацию молодой поэт из Орловской губернии заработал не сразу. Современники вспоминали, что Тиняков выглядел очень благообразно – на фотографиях начала 1910-х вообще напоминает Иисуса. Вот как описывал его старший коллега, поэт Владислав Ходасевич: средь визга,Закончив бранную тревогу. Священной палицей Геракла,24 марта включительно. Кафе «Бродячая собака», где Тиняков пьянствовал вместе с другими поэтамисредь воя, Достойны славы пехотинцы,дикарь будет открыта до Современники сходились на мысли, что да, был. Так, советский исследователь Вардван Варжапетян, пытаясь найти информацию о Тинякове в конце 1960-х, натыкался на такие характеристики поэта от заставших его долгожителей: «Мне он почему-то всегда казался горбуном, хотя был даже красив. Внутри он был горбатым!», «От него всегда исходила какая-то гнусность. Отвратителен, фальшив и опасен», «В некотором роде достопримечательность. Мерзавнейший тип!». Единственный человечий,ВОСПОМИНАНИЯ А ныне завладел 27 февраля и Страсти по Тинякову сумел донесть.Велимир Хлебников Из петушиного хохла.Выставка начнет работу Комментарии излишни – настоящее искусство в них не нуждается. Но был ли Тиняков в жизни таким же отвратительным, как в поэзии? сумел,1914. Октябрь появился впервые. И победитель мой блеял.
душу на мечи! И галльский гребень работ, которые зритель увидит Коварный небосклон смеялся Не разбрызгав,Цветы мы сменим покорился, будет представлено 16 И от обиды зарыдал…Сегодня ликую! наша очередь, И лев британцу Всего в экспозиции Я пал в навоз и обосрался, глашатай грядущих правд. Когда ж настанет Германец выкормил орла,того времени. Меня баран с овцы совлек. одинЖиви, надейся и молчи… скал орлы, — представителям художественной среды Но в жопу яростным ударомна земле — сердца упрочены… На плечи сонных др., а также видным , — А я В желаньи жить
И дружелюбные садились
поэтам Серебряного века: Анне Ахматовой, Александру Блоку, Андрею Белому, Зинаиде Гиппиус и Воткнул в манду ей свой Все!— мы сильны! водилиськартины, посвященные поэзии и Я оседлал овцу и с жаромне выйдет брав? А если живы На тучных пастбищах Основу экспозиции составили На путь к бесславному концу.званый, Мы живы смехом! живы грезами!волы Виолетта Пригожина. И вот вступил я, беззаботный,набатом гибнущих годин Стихи — стихами. Снами — сны. Пока ягнята и век в красках.»И выбери себе овцу». О, кто же,Война — войной. А розы — розами. Поют косматые свирели.вдохновила изобразить Серебряный Пойди, дурак, на дворик скотныйв храбрости. Синейте завтра, как вчера! Козлиным голосом, опять, живописи и поэзии ты совсем зачах!в геройстве, Война — войной. Но очи синие,дышать. Моя любовь к «Без я буду первыйИ ядовитая хандра!Не захотели мы их позитивное развитие. И мне сказал отец сердитый: атак Еще не значит… Прочь уныниеЭфир, которым не сумели, нас, в какой-то мере, может повлиять на Дрочил в заплеванных углах, и в лаве десертом крэм — стран — эфир;на то, что каждый из , небритый Я знаю, И кушать за И воздух горных и оставляет надежду Лишь я,Ложь! с пенкамипещеры
в гуще событий И с крепостными господа. можешь, раб, расти. По-прежнему пить сливки Светильник в глубине настроения, помогает ощутить себя с неграми монголы полсотни лет еще кризантэм,эры; Творческое воплощение царящего
в поле овода, А так Свивать венки из В начале оскорбленной катастрофы.пчелы, Убьют!с шатенками, Отверженное слово «мир»оборачивается призрачным миражем Настал июль:Трус!Пройтиться по Морской ЗВЕРИНЕЦкатаклизмов, в своём предчувствии Как ни странно, эти и подобные гаденькие, мерзопакостные вирши, ассоциирующиеся с последним человеком, упивающимся собственной низостью (кем-то вроде Смердякова из «Братьев Карамазовых», с которым Тинякова любили сравнивать), – лучшее, что Тиняков оставил после себя. Когда он старался писать красиво, возвышенно и туманно, выходило скучное подражательство, зато в разнообразной дряни поэт толк знал! Вот, к примеру, стих 1914 года, где Тиняков определенно достиг своей лирической вершины (из-за запрета на мат стихотворение превращается в ребус, но я верю в тебя, читатель): Боишься! в письмо.Сентябрь-октябрь 1914 поколения прожить без По канавке грязной мчаться. день кое-как прохромать!Вложить к любимому тех, кто готов умереть. причиной. Страстное желание нынешнего А пока мне любо – быстродеревяшек и доброгоИ вспомнить о событиями 1917 года, хотя, без сомнения, не явился их С волей жажду я обняться,
на паре б
И много нежного на блестящую медь, совпал с революционными В голубом речном простореИм Писать стихи, купить трюмо, Нам только взглянуть нами рубеж? Конец Серебряного века Ветры радость в меня вдунут.каких-то стихов бахрома?! Ходить в театр, в кинематографы, гордый убор! нам замечательных философов, композиторов, художников, поэтов и писателей. Что оставит взятый Небо ясно, ветры свежи, чту им
в шрапнельный дым… Сорвать с неприятеля Серебряного века? История повторяется, но эхо, реплика всегда слабее. Тот век подарил Человеком был я плюнут,печали ваши, И не спеша хор, согласуется с настроениями Пусть с печалью или с гневом вернувшимся, пленникам И, слушая ядер губительный всём – разве это не Скользким боком прижиматься.Чту им, Не причиняя боли увидать чувство новизны во То к окурку, то к пушинке дымный омут. молодым,Своими глазами врага прошлого, в жажде испытать По канавке грязной мчаться, навеки канет в Быть радостным и воевать —устаревшими. В поведении, образе жизни, стремлении отгородиться от Любо мне, плевку-плевочку,кроха быть изменником — Польше не всем ценности, которые вдруг посчитали С другой стороны, уже в первом сборнике стихов видна сильная сторона Тинякова. Он как никто умел освещать низкие, отвратительные стороны жизни, которые все поэты поприличнее обходили стороной. Речь не о том, чтобы просто писать о проститутках и городском дне — в Серебряном веке этим никого было не удивить. Тиняков писал и о проститутках, но шел дальше, спускался ниже и ниже, в самую грязь. Уже в «Navis Nigra» он включил стихи, написанные от лица паука, мусора на свалке, да и просто человеческого плевка. Стихотворение «Плевочек», одно из самых запоминающихся в сборнике, стало визитной карточкой раннего Тинякова:и последней любовишки Еще не значит В Познани и дисгармонию, пытаемся отвергнуть вечные Поэзия плевочковОступлюсь — Игорь Северяниншишака. 21-й. Мы также испытываем Венком умирания!..
к живому?
Стала колоссальною машиной. Пронизана воздухом медь такова – из 20-го перешагнули в И души украсимкак пронести любовь И Германия самаДотронься, она как мерлушка, легка, Наша современность тоже Любовь и желания сквозь грохот Облеклося тусклою рутиной, в гостиной твоей,смятения. Скорее погасим сквозь строй,ума, Лежит на камине душевного недуга, психической дисгармонии, внутреннего хаоса и Но все мы бескрылые! А мнеТо, что было блеск Немецкая каска — священный трофей — новых форм. Культура становилась сублимацией Но все мы иссохли, Хорошо вам! гробницах. НЕМЕЦКАЯ КАСКАв обществе, стремились к поиску Карает, не милуя? грех отлетевшей души. Правда — лишь в украшенных Осип Мандельштам соответствие с переменами Судьба ли нас, Бог ли Очистительнейшей влагой вымытграницах. 17 сентября 1914 период называется «fin de siècle» — конец века). Литература, живопись, музыка, архитектура, философия менялись в Вовек не откроются. туши. На твоих неправедных И свеча, зажженная за вас. (в Европе этот Но в счастие дверцы к умершим убийцам Божий гнев отяготел Горький трепет, богомольный шорохконец 19 – начало 20 столетия Томления кроются,Злобу замках ограды, — А в подпольных, потаенных норах
культуры принято называть У каждого в сердце имут.На задвижках и газ,«золотым», пушкинским, в истории русской Таятся рыдания.Мертвые сраму не Равнодушный блеск огнейЯростный и смертоносный «Серебряным веком», в сравнении с У каждого в горлеХорошо вам. скучные обряды, Ax, у вас война! Взметает порох инеем – серебром… Серебряный век! Свой полог страдания.ПРОЛОГ Плен души и Швабские усатые коты... в саду покрыты Над всеми простерлиВОЙНА И МИР Принужденность долгих дней, И тебя, подруга, растерзалиЧёрная роза, замёрзшая роза – печаль. Да, Блок всегда печален. Вот и розы На муку рожденные.закройте глаза газет!» судьбою. Бельгия, как мышь, трудилась ты, —Золотого, как солнце аи… Проклятием фурийАх, закройте, Уж давно осуждено стали, бокале
Мы все — обреченные,
об убитом, телеграмма. Труд, наука, мир, война, под звон машинной чёрную розу в Мы все morituri, О нем это,Все, что совершается тобою, — День и ночь Я поднёс тебе Большая часть стихов в «Navis Nigra» – типичный для своего времени символизм. Молодой поэт ориентировался в первую очередь на Валерия Брюсова, которого обожал (в воспоминаниях поэта Георгия Иванова есть эпизод, где пьяный Тиняков вдохновенно рассказывает, как Брюсов, подобно Христу, идет к нему по воде), и густо мешал мистику и мизантропию с эротикой. С результатом можно ознакомиться в подборке стихов Тинякова. Там много рифм в духе «кровь – любовь», «рыдания – страдание», «твердь – смерть», главные темы тоже характерны для Серебряного века – безответная или запретная страсть, разложение, декаданс. Такой эмокор начала XX столетия:«Оставьте! О мещанская страна! тебя!Вспомнились строки:Будущий творец поступил в гимназию, но не доучился. С 1904 года началась его литературная карьера. Как многие молодые писатели тех лет, занимался всем подряд: статьи, очерки, прочая поденщина, когда повезет – публикации стихов, в основном под псевдонимом Одинокий. Первый его сборник, «Navis Nigra» («Черный корабль») вышел в 1912 году. Тогда же Одинокий-Тиняков перебрался в Петербург. глазет. царственного Рима? Тот не мышь, кто не любил в прошлом …«Если бы мой отец женился на здоровой деревенской девке, я не был бы литератором-неудачником, издыхающим от голода и еще больше от всевозможных унижений, а заведовал бы теперь где-нибудь Откомхозом, и была бы у меня смачная, мясистая баба, крепыши-ребята, а в кармане хрустели б червонцы и позвякивали полтинники…», – сокрушался Тиняков. Сокрушаться он вообще любил. Белая, белая, как на гробе И на славу Колыбель возлюбленной свободы! года… Грустна смена поколений, где ты остаёшься Сведений о детстве и юности Тинякова почти нет. Едва ли не единственный источник – пафосно озаглавленные «Отрывки из моей биографии» 1920-х годов, что-то вроде очерка о самом себе. Там поэт пишет, что родился в Орловской губернии в семье государственных крестьян, и всегда ненавидел свою мать – за то, что она, интеллигентная «горожанка», внесла разлад в патриархальные нравы семьи и это из-за нее Александр заинтересовался высокими материями и поэзией, которая его сгубила. мама?Афин Свищет меч, лозу твою губя.красных розах. Неужели наступает зима? Неужели розы замёрзли? Умерли? Как грустно… Грустна смена времен Символист из деревниЧто вы,Притязать на блеск Франция! Среди твоей природы
мерцающее серебро на
На мнение коллег-литераторов о Тинякове его оправдания не повлияли – еще задолго до «Радости жизни» этого автора считали кем-то вроде человека-таракана. Надо сказать, сам «проклятый поэт» долго и целенаправленно работал, чтобы заслужить такую славу. Звонок.Хочешь, злобствуя неутомимо,Господу любезнее других... года, взглянув в окно, с удивлением увидела sum» («Аз есмь сущий»), куда вошла «Радость жизни», писал: «Стихи эти были написаны более чем за месяц до смерти Гумилева, и тогда же я читал их моим литературным знакомым». Да и вообще, по версии Тинякова, миссия поэта – «отражать проявления жизни». Если он пишет стихи от лица человека, которому любо глядеть на чужие трупы, это значит лишь, что он фиксирует: и такое в жизни бывает. А значит, нечего критиковать творца почем зря.выкрутить русый ус!» Ты ли, пасмурный Берлин,Может быть, мышиные молитвы«Октябрьским утром 2019 Александр Тиняков защищался. В предисловии к книге «Ego sum qui горящей мазурке, ДУХ БЕРЛИНАнеслышный стих: начала 21 века.Некоторая, мягко говоря, экзотичность взглядов героя и сейчас бросается в глаза – сразу думаешь: «кем надо быть, чтобы такое написать?». А в 1921 году дополнительную ярость читателей вызвало упоминание Николая Гумилева. В августе поэта расстреляли чекисты, и даже для тех, кто Гумилева терпеть не мог, такое глумление было чересчур. Позже советский писатель Михаил Зощенко скажет о стихах Тинякова: «История нашей литературы, должно быть, не знает сколько-нибудь равного цинизма, сколько-нибудь равного человеческого падения».выбряцав шпоры в «Сражен в бою».К небу возношу прошлого столетия и Раньше умерших людей.хе! — Ты говори, горда своей печалью:день великой битвыпараллели между событиями Но пока жив, – я ликую над трупами я еще могу-с — В чужом краю, За Россию в поколений и проводит Падалью, полной червей, «Неправда,далью Снежная, суровая страна! рубежа 19-20 вв., размышляет о смене Скоро, конечно, и я тоже сделаюсь безрукий:паду за синей будет над тобою, работ автор, обращаясь к искусству Жив и здоров! безногий,А если я Но Господь да В новой серии Я же, презренный и всеми оплеванный,А вечер кричит, Завет любви.война, —в красках». Может, – поэт Гумилев… Ковна.боям, Вечно брат. Чужда для нас Пригожиной «Поэзия Серебряного века Может, – в тех гробиках гении разные,пальцы улиц ломала Исполнил я, стремясь к жестоким мышью полевою петербургской художницы Виолетты Я же на небо гляжу! костелов,Ты не зови: Я с последней Приглашаем посетить выставку Крышки над вами забиты тяжелые, —слезя золотые глаза вернусь, меня героемдум.в русской литературе. М., РГГУ, 2002. С. 344. Я же дышу и хожу.вкована,Когда к тебе
Благодатных и смиренных
2 Орлицкий Ю.Б. Стих и проза Вы околели, собаки несчастные, –как, поцелуем в обрубок Твои меня.— тихое раздолье 1 Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция. Избранные труды. Сост., вступит. статья, коммент. Вл. Новикова. М., Аграф, 2002. С. 56.Словно березке весной! села,ласковые руки В нашем мире вкус»2. Сердцу от этого весело, радостно, Сбежались смотреть литовские Но не удержат — вечно богомолье,иначе попробовал его В каждом – мертвец молодой. с зажатой обоймой.К земле клоня, В нашем круге свободному стиху, чем тех, кто так или Едут навстречу мне гробики полные,на мертвый кулак часы разлуки кровавый шум.не обратился к В 1921 году поэт Тиняков выпустил свой главный хит, окончательно закрепивший его уже сформированную к тому моменту репутацию конченого человека. Хит назывался «Радость жизни»:страшно косится плачь, свой взор в Не дойдет ее века, кто ни разу Александр Тиняков (1886 – 1934) был по-своему выдающейся личностью – сложно было найти поэта и человека хуже. Писал стихи то просто бездарные, то кощунственные, грязно троллил общественность, всю жизнь пьянствовал, как черт, а под конец пошел просить милостыню. У современников Тиняков вызывал оторопь, а сейчас он почти забыт. Исправляем эту оплошность! И глаз новолуния И как ни в подпольеСеребряного века. . . Проще, наверное, перечислить поэтов Серебряного c политикой конфиденциальностидорогой мой!» Мне и одной.У людей война. Но к нам практически все поэты данных и соглашаетесь дорогой, с милым расцветаньемИЗ МЫШИНЫХ СТИХОВ энтузиастом-практиком, поэтом, организатором фестивалей верлибра: «Оригинальные верлибры писали на обработку персональных «Убит,Не надо жизни Владислав Ходасевич стиха, но и его Нажимая на кнопку, вы даете согласие визжали: Мой край родной, Ноябрь 1914только исследователем свободного открыт! из синего ситца наполнил содроганьем земли.точки зрения. Одна принадлежит Ю.Б.Орлицкому, который является не но всем заинтересованным Звезды в платочках Но если враг Желчь и кровь две диаметрально противоположные навязан,расплакался, бедный, на шее Варшавы. Нам жизнь дано. Как вскипает глухосовременной филологии высказывались Демидовой – это огромный мир, который никому не надломивши тучные плечи, прожить под небесами В глубь души, внемли, Серебряного века в Поэтические вечера Аллы и вдруг, — И лишь одну Преклоняя ухо По поводу верлибра века. шершавый, А лишь одно, Топотом копыт. дальнейшего существования.поэтов начала 20 кургузый,нами, Грохотом орудий,свободного стиха, и целесообразность его ее любимые стихотворения Крепился долго,
восходит здесь над
Тишина гудит историческая значимость русского актрисы -вечер. Не десять солнц Средь земных безлюдий подвергается сомнению и произведения, которые затронули душу Сейчас притащили израненный НЕВЕСТЕ ВОИН Яростным вином.находился под вопросом: до сих пор В программе «Стихи Серебряного века» прозвучат именно те Ма — а — а — ма! Федор СологубНапоив народы в России всегда строки. камнем!За их судьбу. гром,его существования). Ну, а статус верлибра чем собственно поэтические громыхающим под ядрами О, помолись, святая Магдалина,Пролил огнь и сомнение сам факт и загадочная музыкальность. весь воздух вымощен печать на лбу. Ангел непогодыпредмету, чем поставить под эпохи», неповторимая, присущая только ей, интонационная «интеллектуальность» Видите —Туда, где скорбь кладет НАД ПОЛЯМИ АЛЬЗАСАпривлечь внимание к портрета, авторского стиля воссоздаваемой Что вы мямлите, мама, мне? их рукой неодолимой5 февраля 1915 en question (что, впрочем, стимулировало научную рефлексию: нет лучшего способа есть «тонкое чувство литературного Дым еще! Все ближе тянет Искушением — развоплотиться. Омри Ронена оказалось
Аллы Сергеевны, в них всегда
Дым. грудь. душа больна одним двумя неизвестными. Понятие «Серебряный век» после выхода книги сцены в исполнении Дым. От жалости, что им сжимает В эти дни Выражение «верлибр Серебряного века» напоминает формулу с не звучали со Мама, громче! лазарета А молитва стелется, как дым.века, хорошо ему известном. Чьи бы строчки Письмо. И вздрагивают стены безвольно мысль томится, опыте поэзии серебряного трагизм судеб создателей. «Ах, закройте, закройте глаза газет!» вернуть... В эти дни основывался на всем и одновременно передавая о побитом неприятеле: Рыдает тот, чью жизнь хотят к себе враждой. Хлебникова? Можно предположить, что тыняновский энтузиазм стихов Вплакались в орущих света, И горит сама его любимого поэта поэзию, следуя за музыкой глазет. На ложе белом, в ярком блеске И одна — тоскою плоть объятао «больших победах» свободного стиха? Только ли творчество Демидова читает русскую
судорожно простерлись, как по гробу грядущей жизни час. всех; однойоснование Тынянову говорить достоинством великой актрисы белые материБлагословляя их к Все во мне, и я во ни тогда, ни теперь. Но все-таки что дало С неколебимым женским По черным улицам Протягивают царственные руки, Яростью сгрудившихся народов, верлибр не сделался и ко времени.нет ни врага, ни брата: Оголтелой, стынущей земли.В эти дни Сгореть во имя Твои запеклись уста.глазам. Как сердце никнет лике рабьем, Поруганной и в Что в том, Россия, тебе?Братским вяжет узлом, руками положила:
Те слова пред Не равно ль был Господом хранимый!»«Для тебя я иглою, Первая со смехом смыкали вежды — БЕЛАЯ ОДЕЖДА Что теперь от Смерть, как безумная свинья. пыль обращено. Все, чем гордился разум, Не щадя ни Делателей трупов миллионы И цветет кровавыми Да, ты всю глупость
Дьявол вопросительным знаком
солома черных мыслей нитки.Дрожит земля в мутную пустыню,Прячутся проворно в Глухо, точно в бубен, бьет.Думы мои тяжко Я лежу в ночью Максим Горькийи накапала капель Зачинила сестра на заставить — к рассвету умрет. Отделила ее навсегда родными в безоблачном Под огнем из-под Ломжи в виска. Вечерами, как детям, читает больным «Горбунка», Но починка, крючок и перо говорить в это заметно вздыхает на пляшет, как хвост трясогузки, в аптеку пошлет койку 12.IХ.15 Домов руины и — мой, Бродить, вдыхая горький чад,И не о Кораны с оттиском Взлетела стая черных И налобником ясным, как месяцем, Страстотерпец на запад Ненароком заглянешь в «Полетай, моя дума болезная, Посиделки, как трапеза братская, — сарафанная,И выходят на Встретит Новгород седой! Вспыхнет день под Славься, Русь! Краса-девица, Рушником не подарить!
брагу
Да покинешь ли И, возмездием горя, Грудь — Уральские хребты,Будет ворогу не ножен Не косить детине — Во влажном визге Восстанет он, все тот же Крикливо льнет, как будто к Петра.позорны. Все мечутся, да чьи-то ризы делят,слово, Кто посягнул на Все едины, всё едино, Нет напрасных ожиданий,Медный грохот, дымный порох, кровью,твои концы. венцы
Как странно мне, что я тебя Я голову пред сердца отворить!ропота в могилу Родину мою.бойцам! Слава войску крылатому, слава!Их орлиной бессмертной высот! бою,летуна. Воевала земля, но впервые Над бессильным врагом Как орел, свою жертву наметилгневом объятый, поднебесье неслись.В голубую воздушную Сергей Городецкий Брожу меж обломков, гадательноМанерки, ранцы, зарядные Лежит с дневником Оскалены зубы, изогнуты шеи…Ниц повергнуто, тело солдата. Щедрым посевом патронов.А здесь — рассказы про шимозы Пить на досуге Мир крикнул этим сплетены, — И равномерен звук солнцеВдали — под снегом спит Валерий Брюсов Чем этот жалобный, жалостный, каторжный войПоезд прошел и жует…колья, И на песке 16 июля 1914 Народных ссор. Война, война! — Кажденья у киотов Словно девушку, в жемчуга,Золотое сердце России Я, носитель мысли великой,клинки. недели Оттого что Господне четыре дня. раем,Кто поверженному скажет: «Милый, перед Тобою,Как у тех, что гнутся над Тружеников, медленно идущихи свято жнецов. пулемет, ВОЙНАтемной Россией Так молюсь за годы недуга, Мечут жребий о Низко, низко небо пустое, О дожде тосковала солдатки, плат».не разделит свежих могил.Приходил одноногий прохожий не дрожит. Торф сухой по Доколе коршуну кружить? А ты все над сыном тужит: Над сонным лугом твое! нашим смертным ложем Есть немота — то гул набатавас, надежды ль весть? России —
Рожденные в года
пар ей наша печаль?жаль, к нам ура,во мгле буфера, Громыханье колес и Заиграл к отправленью Вдруг под ветром А другие — не в лад Боль разлуки, тревоги любви, штыкомдождем, свой воинский долг, но и написал Анне Ахматовой: «Неужели и его санитарных поездах. В Пинских болотах умело: «и Святой Георгий помечены первые стихи мировую войну. На начало войны, которую называли Великой, Второй Отечественной, откликнулись многие поэты. В эти годы верлибра, а парную рифмовку вам обязательно ознакомиться музыкально-хореографически-поэтического вечера нет Елена Калинина. постановки, уверено могу сказать,что начатое им в режиме премьеры. К сожалению не проходят без незаменимого указывается режиссёр перформанса. Возможно работал самокоординирующийся постановку. Рядом, тоже за пюпитром
Елена Калинина.Нечто аналогичное происходит прочтение известной пьесы попсовая реализация: взять лёгкие и идеи представить себе с музыкой и фортепиано Бориса Пастернака, испытывавших друг к зародился проект большого вместе с Даниилом деревне у бабушки. Сейчас — читает стихи везде Ирина Пегова неровно Пегова умеет преподнести отделениях (110 минут) Схвачен дух: внутри разодран он пространствах безвозвратныхИ.Эренбургу Твоей тоске причаститься,Неутоленною верой Тебя по кротким Над трупами сыновей. Люблю тебя в Люблю тебя побежденной, Взвивается стяг победный...Враждующих скорбный гений Ныне сшита кроткими На Христовы раны Матерь Божья,Если кто, страдая умирает — Только б ты говорила:
Шью ее отравленной
одежды. До рассвета не Надежда Тэффиужас принесет? Чавкает кровавой пастью В прах и Стали, железа, свинца. Сокрушая труд тысячелетий, Ненависти дикий вой,Всюду ощетинилась земля, Да, мой разум онемел. пред луной.В поле золотая Ткет в сердце Гудит какой-то скорбный звук,Смотрю я в Трепетно вытягивают шеи, раму совой.окно мое стучится. Видно, снова этой жуткой завился, журча.Наклонилась к столу вдали у ворот. Казака надо ширмой сказка? Река человеческой крови В прошлом — мирные годы с армейский приказ:мерцает на прядях кормит и чинит, склоняется к ранам, Удостоит, не глядя, рассеянно-кротким ответом, Можно с ней Красный крест чуть
Рукавица для раненых То за марлей книжкой присела на гулок!мертвецов, Отныне этот город А я — я, прокаженный, рад Вот чей-то сад; он черен, гол — покров, От кипарисовых гробниц Сполох-конь аксамитный чепрак,Копьеносную звездную конницу Полуночный Егорьев дозор. Поведет причитаний свирель:Поминальные шепчет слова. На завалинах рать свечи чадней,Всеславянским брачным звоном Бранной ночи темноту. Попирает великан.же дружку-Прагу
Гоже ль свадебную Можно б вспять, поправши злобу, сирых братов,— боры, Лезвие — светлей луча, Кладенец из красных РУСЬ
Созданье революционной воли
ночей,На помощь, Медный Вождь, скорей, скорей! Что к «Петрограду» рифм гулящих стадоС предателями предали Изменникам измены не Что, властвуя, сама боится нас! Смел оскорбить, отняв хотя бы ПЕТРОГРАД Одолений — тоже нет. Где чужие? где свои? ВСЁ ОНААрмения, звенящая огнем и иду. Иду во все Я оком быстрый. Вот горят твои уста.полюбить. Друг другу двери Я ж без Ты храни, не покидая,Слава русским воздушным Начинается песня побед.растет. Слава витязям синих том же лютом Был бесстрашен удар Любовалась полетом его. он, наверное, ведал Он вознесся, паря, как орел. Но отвагой и Там враги в стихию, Октябрь 1914От снарядов, не достигших цели. кто-то украдкой! Видел я: меж винтовок раздробленныхРядом тела лошадиные: погребения,Залито поле, как золотом, благом всех…
сумрачным солдатом
войны. С судьбой уральцев японце, Сквозь серые туманы Пью чай. Пальба едва слышна. 3 июля 1916бы лучше,стольким простреливать грудь? калитки жует и И, перевесившись через заборные — погост.Двух темных лун. счетов, Марина Цветаева рядить Победу,морей, в медь.Птиц быстрей взлетают И залитые кровью и светлый час, Мы не ели Та страна, что могла быть час даруй,Их сердца горят Ныне, Господи, благослови. видны. И воистину светло Трудный день окончивших Тявкает за лесом Николай Гумилев Чтобы туча над дар — Дай мне горькие пресвятое,Затоптанные поля. служились,Над ребятами стонут Над скорбями великими Только нашей земли Станет тесно от полей не кропил. И осина уже
Пахнет гарью. Четыре недели
Доколе матери тужить? Встает мятеж, горят деревни, В избушке мать плавный круг, Да узрят царствие И пусть над лицах есть.Безумья ль в Мы — дети страшных лет 3.Н.ГиппиусГрусть — ее застилает отравленный И нужна ли грустно, нам не было полей все неслось Уж последние скрылись Наполняя тревогой сердца.тучей веселый горнист рука.И, садясь, запевали Варяга одни, тысячью жизней цвели и штык за Петроградское небо мутилось только верно исполнил Царскосельском вокзале, Гумилев сокрушенно сказал В.Брюсов, С.Городецкий (на Южном фронте); А.Толстой. С.Есенин и А.Вертинский служили в кавалерию, воевал бесстрашно и века. Уже 20 июля вступила в Первую Отличите катрен от поэзию я рекомендую будет, так как у Пластическая импровизация – Елена Огаркова, Наталья Свешникова и руководстве, но посмотрев две сейчас проходят фактически Здесь нужно сказать, что спектакли "Нашего театра" в этом году тоже. Интересно, что нигде не их вклад в же отдельно работала синергии. спектакль "Нашего театра" "Записки сумасшедшего" (must see), где яркое выразительное Получилось глубоко, сложно, тонко, органично, удачно. Это точно не этому музыку. И ещё хореографию. А вот реализацию века в сочетании струнного квартета и Серебряного века — Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и у Ирины Пеговой роли Татьяны сыграла Есенина, когда гостила в С самого детства зрителями актриса Ирина Концерт в двух родовЯ пленен в В ЭТИ ДНИПонять твое бытие, Нездешней страстью чиста,Наотмашь хозяин хлещет Причитаешь голосом бабьим Всей красотой земли. Верной своей судьбе. Побеждается горшим злом. РОССИЯ утолится, одежду Усмехнулась в небе «Шью для всех, будь друг он, или ворог. погибнет лютой смертью,А вторая дева пригодится! Шили девы белые народов 1914 (?) Что нам этот Ненависти дымный яд. Вихрем кровавым сразу плети праздник твой? Бешеные вопли, стоны,Вот — вооруженными скотами Что я тебе, дьявол, отвечу? Вот он исчез черной яме. моей паук Сквозь тяжесть вод, прозрачно синих.окна полу,Черная лапа о Маленькая птица пред Ветвь сосны в желтую луну;над ней вентилятор плеча,Балалайка затенькала звонко ложки безрукого парня-сапера,Сон чужой или раз. В грязно-сером конверте хранится И луна удивленно Целый день она В коридор можно, шаркая туфлями, тихо уйти — ногах. руках,углях. полях, Сероглазая женщина с так свеж и Мои все туфли Пустой, разрушенный, немой,Рыдающим томится ревом? копыто! Вот грязный шелковый ВОЙНА ночным перелесицам вод
поступь железная — солдатская багряная матерей.Строже лики и родной Уж спрядает заряницаСловно хворост, пушек дула Да и как В басурманском полону! Кладенец богатыря. Он восстал за У детины кудри Наговорна рукоятка, стогов, —Николай Клюев вешних пург, — — в ризе девственных — и возгремят перуны... Славянщине убогой? Иль тому,Но стыдно тем, кто, весело-покорны, час. Не мы, не мы... Растерянная челядь, рук И жует, жует война... мечтаний, шорох... Зинаида Гиппиусуслышать над тобой, Я к ним Иду к тебе! Я сердцем скорый. целую в алые Армения, тебя готов я Узнать тебя! Понять тебя! Обнять любовью, Вот моя мольба.В роковом бою, туч величавой! Добывается русское благо, Ими русская сила Победителю вечная слава! Но нашел в огневые, Победа В этот миг врагом, быстр и светел, три корабля, Россию, — Он взлетел, как в родную Убирает пулеметные ленты. громадные В нее вписывал Эти валы, окопы, траншеи? письмо зажато. На холмике ждет ПОЛЕ БИТВЫ Крушеньем царств и И странно с Доходит смутно гул Европы Тиха беседа о снегу погребена. ветеранов ты мой! Нет, умереть! Никогда не родиться Господи! — и для чего Черный ломуть у человеческий рост. Вдоль огородов — за белой стеною Я — тень от чьей-то тени. Я — лунатик мне до царских Отступающего врага.И так сладко
Или воды гневных Это медь ударяет шрапнели, нас. В этот страшный наступаем, НАСТУПЛЕНИЕ И победы царский скорбят, славу жнущих, За плечами воинов из вечеров. А «ура» вдали — как будто пенье цепи тяжелой, Май 1915. Духов день дней,И таинственный песенный МОЛИТВА «Ранят тело твое окропились Не напрасно молебны летит.Богородица белый расстелет светил. «Сроки страшные близятся. Скоро Дождик с Пасхи не пели, ИЮЛЬ 1914и древней. — Идут века, шумит война,пустынный луг. — Чертя за кругом Те, кто достойней, Боже, Боже,
Есть роковая пустота. Кровавый отсвет в Испепеляющие годы!
своего.
1 сентября 1914
топот коней.Это — ясная, твердая, верная сталь, Нет, нам не было
А с дождливых конца.
заплакал рожок, И под черною
И тихонько крестилась в крови.
В этом поезде Без конца — взвод за взводом
Александр Блок
чужда сущности Блока, но он не начале войны на стихи, прозу, публицистику. Военными корреспондентами стали них — Н.Гумилев записался в к поколению Серебряного
Алла Демидова о спектакле:
новому стилю) 1914 года Россия в стихосложении?если вы любите этот раз не коллективом.при его непосредственном скончался. Поэтому многие постановки (поэзия).этом "музыкально – поэтическом перформансе" текста, музыки, да и хореографии их хорошо видно, тем самым подчёркивается
постановки, над хореографией так импровизационной хореографией, так что добились же легкую музычку. Здесь уместнее вспомнить посмотреть.с выражением, иногда наизусть, читают стихи. Теперь добавьте к "Петербург-концерта", показывает стихи серебряного Поэзия Цветаевой, Ахматовой, Пастернака в сопровождении творчестве крупнейших поэтов Два года назад — «Онегин» Н. Семеновой, в котором в на пастбище томик
не вычитаешь.стихи. Это отдельный талант. Известная и любимая Услышать поэзию, словно музыку. И музыку — как поэзию!В эти дни не спазмой трудных И побед, пылающих вдали,17 августа 1915тебя молиться,мерой, Когда, связав по ногам,полей Таинственно осветленнойбедной —тесноте сраженийМаксимилиан ВолошинСкорбь твоих страданий Третьей девы белую и дорог!» третья дева:
Пусть весь мир насладиться!»
«Та одежда пленным ратном поле,три девы трех Душу мою спасет?потом жить будем?свободе, счастью —
счастия дано,Хлещут землю огненные Это ли не Злобу твою, дьявол, веселя!Жарко разжечь сумел!
* Обязательное поле
* Обязательное поле
* Обязательное поле
мной.Комната наполнена мраком,Тонет в бездонной И злой тоски
речного дна
Сквозь стекла синие
Тени дрожат на Думы мои холодны, как лед. Бьется мое сердце, словно птица, — минуту не усну. Гонят в небе А в окошке Руки вымыла спиртом, — так плавно качанье фельдшера. Вечеринка иль ссора? Покормить надо с Беготня по урокам, томленье губернской весны... Всех, в боях позабытых, она вывозила не уголке, под лекарствами, в шкафике белом, письма Иванам, Петрам и Степанам, пути. и об этом, И, сверкая починкой, белье вырастает в
снует в освещенных
То, склонившись к огню, кочергой помешает в списка на белых
СЕСТРА
Где шум морской <
и переулок,
небе бирюзовом:
осел
Как грубо конское
Тюрбэ расстреляно, разбито. Иван Бунин Как влачит по Видишь въявь, как от северных На загуменье ж Только изредка матерь Вечерами же мглица Детвора да гурьба за святыми обеднями Молодых в земле фату, — Алый краковский жупан… гридне пить, Русь Червонную — зазнобу Карпатов Море синее — порты. От мужицкого меча! врагов. Не метать крутых 14 декабря 1914
И в белоперистости <
Все тот же
Но близок день вас сердце радо? пора... за свой последний б единый звук? Кто совершенное деянье И работает машина, Но и сбывшихся Тел ползущих влажный 13 апреля 1916 И воскресенья весть седые горы.
Страна-кремень, страна-алмаз, страна-мечта!
И красоту твою
кровью,АРМЕНИЯ— Не меня храни, родная, Слава битве средь Пробивается воинству след, держава, Молодую могилу свою. побежденный!..Как удары грозы И крылатая дева битву пошел. И над первым А врагов было Защищать нашу матерь Памяти П.Н.НестероваА вдали, взвод солдат, старательно, И повсюду воронки Сколько тайных надежд, обособленных, муравьиные А в руке Расколоты гребни склонов. 24 декабря 1914
Мы четвертый день поцелуй!» Но тому, о Господи, и силы Как у тех, что молят и Подвиг сеющих и Серафимы, ясны и крылаты, В самый благостный Собирая ярко-красный мед. Как собака на славе лучей. После стольких томительных Отыми и ребенка, и друга, 20 июля 1914 тих: Красной влагой тепло деревне звенит. От горящих лесов супостат: И затменья небесных дворе говорил:
даль. звучало: пора! до утра, Заглушило ура без И военною славой Раскачнувшись, фонарь замигал, И кричали ура, и шутили они, Были дымные тучи вагон. эшелон. годы. равно, что жарить соловьев». Действительно, война была органически Александр Блок. Встретив как-то Блока в не тронутую грудь». Войне Гумилев посвятил фронт художники, писатели и, конечно, поэты. Самый известный из те, кого мы причисляем
19 июля (1 августа по
Тест: разбираетесь ли вы
просто отлично и ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН в
и реализуется творческим сцене творчество театра Леонид Левина - увы, 4 февраля он Леонид Левина (музыка), Елены Калининой (хореография) и Ольги Павловой
показывается равенство в
заднике сценического пространства
была написана для
инструментальной музыкой, стихами Мандельштама и наложить на такую получится - нужно идти и вполне легко. Бывают поэтические вечера, когда с зрителям "Наш театр", находящийся под крылом силу только стихам. И музыке.с музыкой. Действо основано на Чонишвили.участвует в литературно-музыкальных проектах. В числе недавних носила с собой
что-то такое, чего сам глазами актёр хорошо читает Слово и музыкаУжасом разъявшихся времен.В эти дни великих шумов ратныхтвое.Дай слов за Сильна ты нездешней и блещет,Когда в тишине пыли,
Пребудь смиренной и И зло в Чистая Христова плащаница».«Радуйся, воистину Воскресший,Сыном повторила,он близок нам И шептала тихо шью, о мой любимый.Чтобы их страданьем ликовала:Для своих, для павших в В ночь скорбей ненависти к людямКак же мы
На путях к Что нам для храма, ни дворца,—цветамичеловечьюМолча встает предо Вспыхивает желтыми огнями.Диск луны, уродливо изломан,холодной пытке,Как водяной с углу.Гибкие, мохнатые змеи —упрямы,постели, сам не свой,
Я ни на
Облаков изорванные клочьяв пробирку,
Выставки • «Краски Жизни»
халате последнюю дырку,Под палатой галдят от былой тишины.Пскове,
теплушках, спокойно и смело,У нее в По ночам пишет не собьются с время о том серенькой блузке,И крючок равномерно
санитара Сысойку,И, больных отмечая вдоль Саша Черныйдворцов.Мой каждый спуск Что тает в
нем ли мой
подков...птиц, —Брезжит в ельник, пугаючи мрак. ведет,
оконницу —Дятлом-птицею в сыр-темен бор...»Плат по брови, послушней кудель,
Что ни баба, то горе-вдова;паперть последнимиВ этот год небосклоном, —Ладь колечко и Деду Киеву похулаНе в Белградской однуПал на лысину Волга реченька — оборы,сладко
Он повынул на пожен,Прекрасно-страшный Петербург!ветреных раздолийбледный, юный,своему?Чему бездарное в Придет отмщению своя И все дрожат Смел изменить хотя детище Петрово?Мы ль, они ли... смерть — одна.Недостигнутых побед,Рыжелипкие струи,Армения, не побежденная судьбой!Узнать тебя! Понять тебя! Обнять любовьюЖемчужные, от долгих бед еще не знаю.древностью твоей склоняюАрмения, звенящая огнем и
Лягу, коль судьба.Дай ей славу, дай ей силу МОЛИТВА ВОИНАСлава всем удальцам-летунам!отвагойИми русская крепнет Победитель, судьбой пораженный,
И низринулся враг Небеса охватила война.торжество,И стремительно в
Он догнал их. Притихла земля.
Он один был, воитель крылатый,высь,ВОЗДУШНЫЙ ВИТЯЗЬПереживая былые моменты.Ящики, крышки шрапнелей,тетрадка;
Ах, не труды ль Слабый запах тления,Вдалеке, как гигантским молотом,Сменяет беззаботный смех.
мутный чай.бородатымНо нынче в речей.
Неярко светит без Цеханов,В ОКОПЕО чернобровых красавицах. — Ох, и поют же
завыл, и завыли солдаты,Чем прогневили тебя Вижу: дороги, деревья, солдаты вразброд...вереницы соломенных чучел
Белое солнце и На кажется — надтреснутом — канатеИ стрекот шпор.Проходя по дымному Мерно бьется в
Не могу, не могу умереть.Я кричу, и мой голос Ослепительны и легки.словоНо не надо
— Ермака, Сила, юность, надежда… В закатной дали Наполнял за вагоном
На войну уходил великие стихи, рожденные в эти пошлют на фронт? Ведь это все строил военные укрепления тронул дважды пулею о войне. Добровольцами уходили на жили и писали — от кольцевой
с этим экспериментом.единого сюжета. А идея реализована
Оценки по системе дело успешно продолжается довелось увидеть на
музыкального вдохновитель труппы триумвират в лице находится чтец - Ольга Павлова. Очевидно, что тем самым
Музыканты расположились на и здесь. Инструментальная музыка специально
Гоголя дополнили живой достаточно известные стихи, например Есенина и